The Art Newspaper Russia
Поиск

Как меняются технологии коммуникации музеев с посетителями

Почему в «Гараже» развивают партисипаторное искусство, ГМИИ им. Пушкина дополняет экспозиции документальными лентами, Еврейский музей заменяет экскурсию игрой, а Третьяковская галерея оживляет актуальное ретро

«Чтобы люди, которые проводят досуг в торговых центрах, пошли в музей, необходимо открывать им новые возможности», — отметила недавно на международных дебатах о культуре, проходящих в Государственной Третьяковской галерее, ее директор Зельфира Трегулова. Новации расширяют музейные пространства до культурных центров, и невозможно не признать, что «виртуальное поколение» приветствует новые способы общения музея со зрителем.

«В 2015 году мы создали инклюзивный отдел, — рассказывает директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. — У нас есть мультимедиа-программы по работе с людьми, которые имеют ограничения по зрению, по слуху, людьми с аутизмом и инвалидами. Сейчас мы утверждаем 36 новых, разработанных нами жестов, которые объясняют современное искусство, например перформанс или инсталляцию». Музей, посещаемость которого с момента основания возросла в 70 раз (с 8 тыс. в 2008 году до 538 тыс. в 2015-м), создает крупный образовательный центр с библиотекой (везде только беспроводные технологии) и архивом, данные которого хранятся по системе freeze-ray, гарантирующей 100-летний срок хранения. Подобной архивной системой в мире пользуется лишь еще одна компания — Facebook.

«Через семь лет будет совершенно другой зритель, который мыслит иным визуальным языком, — не учитывать это невозможно, — говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Марина Лошак. — Однако чем деликатнее, органичнее, более творчески приспосабливаются технологии, тем талантливее, гармоничнее результат. Музей искусств Сагава в Японии в этом плане, на мой вкус, лучший музей в мире. Тем не менее все, что касается образовательной программы, уже сегодня должно быть связано с самыми современными технологиями». Так, зрители нашумевшей выставки медиаискусства «Дом впечатлений» могут узнать информацию об экспонатах, просто наведя на них камеру смартфона (еще один шаг в развитии инклюзивного образования), а на выставке «Река Конго. Искусство Центральной Африки» — посмотреть фрагменты документального фильма Сергея Ястржембского об Африке: благодаря новейшей системе видеопроекторов (подобных в Москве всего четыре) фильм дополняет приглушенную световую атмосферу экспозиции.

Показ документальных фильмов и видеоподдержка будут сопровождать и грядущие проекты ГМИИ: ретроспективу художника Билла Виолы, запланированную на 2017 год, и представление отреставрированной египетской погребальной пелены II века (о международном проекте можно узнать на его сайте, где уже сейчас доступны фрагменты будущего фильма).

«Последние исследования показали, что на пелене прежде был другой портрет. На ней сохранились остатки древнего холста, на котором есть красочный слой. Обнаруженный портрет не просто был вклеен — скорее всего, в свое время пелену использовали вторично. Японские микроскопы позволили нам оценить состояние всех волокон и определить оптимальные, наиболее щадящие методы реставрации всех слоев. Реставрационную работу фиксировала техника Panasonic, результатом этого станет документальный фильм», — объясняет заведующий отделом реставрации ГМИИ Игорь Бородин.

Завоевав за четыре года существования репутацию одного из самых высокотехнологичных музеев, Еврейский музей и центр толерантности делает все, чтобы удержать внимание зрителя, совмещая подлинные артефакты с инсталляциями. Разные мультимедиа-комплексы, от 4D-кинотеатра до видеостен со «звуковым душем» и интерактивными тестами на планшетах (например, «Насколько ты толерантен?»), обучают истории в игровой форме.

«Технологии должны быть разнообразны. Можем ли мы поставить везде экраны? Можем, но человек быстро устанет от однообразного контента, и его восприимчивость резко упадет, — поясняет генеральный директор по административно-техническим вопросам музея Илья Покровский. — Важна и простота в использовании. Прикоснуться пальцем, чтобы запустить видео, сесть за стол, чтобы оживить инсталляцию». К слову, как и к настоящему пергамену, к интерактивному свитку Торы здесь прикоснуться не получится – инсталляция интерактивная, и открыть для себя страницы Священного Писания можно только с помощью специального стилуса, замаскированного под указку - Яд.

Несмотря на то что московские музеи чаще используют оборудование японской компании Panasonic, иногда «старый друг» все-таки «лучше». В Государственной Третьяковской галерее в обширных кинопрограммах, посвященных выставкам (например, подходящей к концу выставке «Гелий Коржев», а также выставке «От Елизаветы до Виктории»), используются советские кинопроекторы 23 КПК и «Черноморец» для показа кино на пленке 35 и 16 мм. Расписание кинофильмов можно узнать на сайте Третьяковской галереи.

Просмотры: 3566
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
3
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
4
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
5
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
6
Катрина Нейбурга: «Если отличную идею не удалось воплотить за полгода, я брошу ее и примусь за что-то еще»
Латвийская художница и сценограф о будущем проекте для I Рижской биеннале современного искусства (состоится в июне 2018 года), эзотерическом шорт-листе, любви к классической музыке и парикмахерам.
16 января 2018
7
Три выставки недели
Живописец Павел Корин в Новой Третьяковке, фотографии Бориса Кустодиева в Мультимедиа Арт Музее и «Учреждение культуры» в Stella Art Foundation.
19 января 2018
8
15 новых музеев, которые удивят мир в 2018 году
Какие музеи и галереи совсем скоро появятся в Москве, Лондоне, Париже, Шанхае и над чем работают лауреаты Прицкеровской премии, читайте в подборке The Art Newspaper Russia.
22 января 2018
9
Парижанам не понравилась скульптура Джеффа Кунса в память о жертвах терактов
Монумент «Букет тюльпанов» задумывался как подарок США Франции, однако его возможная установка перед Пале-де-Токио вызвала протест у художников и жителей города. Решение примет Министерство культуры Франции.
22 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru