The Art Newspaper Russia
Поиск

Новая жизнь дома-коммуны Ивана Николаева

Исследователи спорят о том, к чему привела девятилетняя реконструкция известного памятника советского авангарда. Чиновники рапортуют о новом достижении в деле столичной реконструкции, но эксперты считают, что здание, вытащенное из руин, утратило многие оригинальные черты

Архивные фотографии общественного блока предъявляют виды, свойственные классике конструктивистской архитектуры / Фото предоставлено Е. Шорбан

Архивные фотографии общественного блока предъявляют виды, свойственные классике конструктивистской архитектуры / Фото предоставлено Е. Шорбан

Столичные чиновники официально объявили о завершении реконструкции известного московского памятника конструктивизма — дома-коммуны на улице Орджоникидзе, построенного в 1929–1930 годах по проекту архитектора Ивана Николаева. В Мосгорстройнадзоре рассказывают, что здание получило восстановленные исторические фасады, оригинальные габариты ленточных окон, а также обновленные коммуникации, системы безопасности и лифты. Реконструкция памятника, который с конца 1990-х находился в аварийном состоянии, началась в 2007 году по проекту архитектора Всеволода Кулиша (научным руководителем стал Александр Кудрявцев, в то время президент Российской академии архитектуры и строительных наук).

В результате реконструкции памятник утратил подлинность, уверена доцент МАРХИ, архитектор Екатерина Шорбан. «Главный ущерб заключается в том, что произошла замена знаковых архитектурных форм дома-коммуны: треугольные колонны в основании здания почему-то превратились в овальные, как в доме Центросоюза Ле Корбюзье. Кроме того, утрачен уникальный интерьер треугольного пандуса после того, как внутри него установили лифт — это привело к тому, что перспектива, запечатленная на фотографиях Родченко, оказалась утраченной. Кроме того, строители полностью заменили все перекрытия, для которых Иван Николаев использовал металлические конструкции из настоящих производственных цехов», — рассказала Екатерина Шорбан TANR.

Комплекс, построенный Николаевым как студенческое общежитие Текстильного института, состоит из трех корпусов, напоминающих букву «Н». Уникальность здания — в его концепции «машины для жилья», популярной среди архитекторов-конструктивистов 1920–1930-х годов. Именно она определила внутреннюю структуру дома-коммуны, которая воспроизводила строгий распорядок дня студентов.

Так, в семи­этажном спальном корпусе в длинных коридорах располагались двухместные спальные кабины площадью 2,7 на 2,3 м с раздвижными дверями-входами, внутри стояли кровати и табуретки. Во всем корпусе было 1008 таких кабин. В санитарном корпусе были оборудованы душевые и раздевалки, оттуда студенты переходили в столовую, спортивный зал и в учебный корпус, где проводили весь день.

В конце 1960-х здание дома-коммуны было частично реконструировано по проекту архитектора Якова Белопольского и отдано в качестве студенческого общежития Институту стали и сплавов, которое занимало его вплоть до конца 1990-х. После реконструкции здесь вновь поселятся студенты МИСиС.

Материалы по теме
Просмотры: 2777
Популярные материалы
1
Третьяковская галерея сняла спорную картину с выставки Поленова
Музей пригласил специалистов из Национального музея Чеченской Республики для изучения вопроса.
18 октября 2019
2
Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку
«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске.
17 октября 2019
3
Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров
Завершено устройство подземной части нового Депозитарно-реставрационного и выставочного центра, главного здания будущего музейного квартала
21 октября 2019
4
В церкви Благовещения в Санкт-Петербурге обнаружены ранее неизвестные росписи
Выполненные маслом по штукатурке в первой трети XIX века, росписи открыты в ходе реставрационных работ в нижнем храме церкви Благовещения на Васильевском острове. По мнению специалистов, подобной живописи нет ни в одном из храмов Петербурга.
17 октября 2019
5
Падение на рынке искусства и способы его исправить
На ежегодной конференции Deloitte в Монако представили годовое исследование «Искусство и капитал» и подтвердили потенциал блокчейна.
16 октября 2019
6
Выставка «Авангард. Список № 1» в Третьяковке реконструирует первый в мире музей авангарда
По архивным записям впервые воссоздана экспозиция Музея живописной культуры с произведениями художников-авангардистов: Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко.
22 октября 2019
7
Музей современного искусства Парижа изменил название и стал доступнее
После реконструкции здание музея в стиле ар-деко вернулось к первоначальному виду и наконец стало доступным для посетителей с ограниченными возможностями.
18 октября 2019
8
Леонардо в Лувре — хорошо изученное старое
Главное событие осени, выставка Леонардо да Винчи в Лувре, приуроченная к 500-летию со дня смерти художника, будет отличаться от привычных больших монографических показов.
21 октября 2019
9
Роман Должанский: «Начался интересный процесс — вхождение театра в современное искусство»
Арт-директор XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» рассказал, почему арт-публике будут интересны не только выставки, но и спектакли программы.
16 октября 2019
10
Рубаха Толстого и пенсне Чехова: Гослитмузей изучил гардероб русских писателей
Личные вещи знаменитых писателей и поэтов из коллекций 15 музеев собрали на выставке в Государственном музее истории российской литературы.
17 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru