18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Законсервировать или музеефицировать?

Судьбу фрагмента стены Белого города XVI века, который был обнаружен археологами на Хохловской площади, москвичам предлагают решить с помощью интернет-голосования. Законсервировать исторический памятник или музеефицировать — с 12 апреля на портале «Активный гражданин» можно высказать свое мнение.

В 2007 году на Хохловской площади планировали построить развлекательный центр с подземной парковкой, вырыли огромный котлован, но в процессе работ археологи обнаружили часть белогородской стены, сохранившуюся с XVI века, и стройку пришлось отменить.

Стена Белого города создана по проекту зодчего Федора Коня, он же в свое время руководил возведением кремля в Смоленске. В Средние века это была самая протяженная крепостная стена в России. Его укрепления единственный раз стали рубежом обороны во время гражданской войны 1610–1612 годов. До конца XVIII века обветшавшую крепость разобрали на кирпичи, а по кольцу стен Белого города пролегло Бульварное кольцо.

Фрагмент стены на Хохловской площади на данный момент единственный, других пока не нашли. Неплохо сохранилось основание стены шириной 4,5 м — кладка прослеживалась на высоту от 60 см до 1,5 м. Уникальной находкой археологов в процессе расчистки поверхности забутовки фундаментной кладки стали белокаменные резные архитектурные детали, в частности два фрагмента восьмигранной белокаменной колонны.

Сейчас найденная часть стены накрыта пластиковым навесом, работы на площадке не ведутся, но кладка под воздействием выхлопных газов, осадков и перепадов температур постепенно разрушается. Некоторые специалисты предлагают снова засыпать находку землей, чтобы законсервировать ее для будущих поколений.

«В мировой археологической практике принято после завершения исследований раскрытый объект культурного наследия либо музеефицировать, либо провести его консервацию методом засыпки раскопа. По первоначальному проекту обнаруженные исторические кладки должны были находиться в подземном уровне паркинга под перекрытием в качестве музейного экспоната. В связи с отказом инвестора от этой площадки вопрос о музеефикации кладок XVI века остался открытым. Следовательно, для сохранения этого уникального объекта для будущего его необходимо законсервировать методом повторного погружения в грунт, как наиболее щадящим древние кладки», — отмечает археолог Константин Воронин.

Другие эксперты выступают за музеефикацию участка по примеру многих европейских стран и открытие доступа к средневековой стене для горожан.

«Самое главное — это в любом случае сохранить стену, поскольку внешняя среда негативно влияет на ее сохранность. Сейчас там открытое пространство, куда заливается вода, лужа там стоит фактически постоянно — это все приводит к разрушению. Непременно нужно законсервировать стену и произвести это с реставрационными изысканиями, сделать максимально профессионально, дабы не утратить то, что удалось обнаружить, а дальше уже смотреть на финансовые возможности. Если говорить про тот вариант, в котором предлагается засыпать котлован, то это тоже может привести к механическому повреждению, что несет угрозу для этого фрагмента. Это можно сделать, как в немецком Кельне, где в послевоенный период шло восстановление города и случайно были обнаружены античные руины, которые на достаточных площадях и улицах раскрыли, их музеефицировали, надев специальный стеклянный колпак. Достаточно, на мой взгляд, рациональный и экономичный способ, чтобы историческую находку сделать публичной», — считает москвовед, историк архитектуры, кандидат политических наук Денис Ромодин.

Дали слово и москвичам. Горожане могут выразить свое мнение на сайте или в мобильном приложении проекта «Активный гражданин».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+