18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дерево с идеями

№42
Материал из газеты

«Русское деревянное», двухтомная монография о сохранении русского национального, вышла в издательстве «Кучково поле» под эгидой Архитектурного музея имени А. В. Щусева

Каталог выставки Русское деревянное — своего рода исследование исследований, даже в большей степени, чем сама выставка. Она проходила в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева с сентября прошлого года до февраля нынешнего и состояла в значительной части из хранящихся в запасниках материалов экспедиций, изучавших деревянную архитектуру, и результатов самоотверженной деятельности исследователей, таких как Петр Барановский и Александр Ополовников.

Фотографии, зарисовки, макеты, результаты обмеров — все это на выставке выглядит не слишком эффектно, зато в книге чрезвычайно выигрышно. От многих иллюстраций глаз не оторвать, настолько хороши и сами деревянные дома, церкви, усадьбы и дачи, и проекты неосуществленных или разрушенных построек. Исчезнувших зачастую вскоре после рождения, поскольку деревянными, как правило, были и временные сооружения — увеселительные и выставочные. Многие из них остались в истории архитектуры, но, к сожалению, только в документации. Однако, как пишет один из авторов каталога Ирина Чепкунова, «их нарочито гротескная и временная сущность помогла архитекторам найти новые выразительные архитектурные формы». Прежде всего эти слова относятся к павильону Константина Мельникова Махорка на парижской выставке 1925 года, хотя материалы и о менее известных «времянках» именитых советских архитекторов также впечатляют.

Поскольку временной отрезок Русского деревянного — шесть веков (первый том — XVI–XIX века, второй—XX век и наше время), то и взгляд из XXI столетия не смог охватить такой огромный период целиком, а фиксировался на нескольких магистральных темах. В том числе на описании исследований Русского Севера и его деревянной архитектуры в 1910–1930-х и в предвоенные годы, а также на создании музеев деревянного зодчества, которые оказались единственно возможным способом сохранения не только храмов, но и деревенских изб, сараев и бань. Мир русской усадьбы, деревянный ампир, в книге почти не отражен, зато модерн как национальный романтизм представлен во всем своем избыточном великолепии. Дерево в это время воплощало национальную идею в формах, буквально формировало ее. Еще одна тема — дачи как идеальное личное пространство. Дома советских архитекторов в известном подмосковном дачном поселке НИЛ представлены «как знак не прерывавшейся культурной традиции Абрамцевского кружка, творчества Ивана Ропета и Федора Шехтеля», для страны зодчие проектировали в другой традиции — имперской.

Заканчивается книга современными постройками из дерева, тоже загородными и личными. Они деревянные, но почти хай- тек. В дереве можно выразить любую идею, в том числе и русскую как европейскую.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+