The Art Newspaper Russia
Поиск

Желание быть испанцем

Марина Лошак / ГМИИ им. А.С. Пушкина

Марина Лошак / ГМИИ им. А.С. Пушкина

Есть музеи, изменяющие нас как зрителей. Таким местом для меня стал Прадо в Мадриде. Каждый раз я непременно нахожу здесь что-нибудь новое, неожиданное и не разочаровывающее. Всем известно, что ГМИИ им. А.С.Пушкина находится в процессе большой стройки и реконструкции. Поэтому закономерно, что мое внимание остро подмечает, как построены, реконструированы и решены пространства в разных музеях мира.

Мое нынешнее посещение Прадо не стало исключением. Я восхищалась работой архитекторов, сумевших гармонично реконструировать музей, занимающий огромную территорию. При этом Прадо за год посещают всего 2 млн человек. Когда я обратилась с вопросом к директору музея Мигелю Сугасу, как он оценивает эту цифру, он ответил: «Я не хочу быть Лувром. Для того чтобы принимать 9 млн посетителей в год, как Лувр, надо превратиться в большую машину, а мы хотим сохранить ощущение истинного музея…»

В Прадо созданы по-настоящему элегантные пространства. Безупречна входная зона, для которой найдено эффектное, но при этом лаконичное решение. Столь же сдержанны и одновременно артистичны его служебные территории. Особое впечатление на меня произвела библиотека, главным украшением которой стала роспись потолка Аллегория ордена Золотого руна работы Луки Джордано. Когда я пришла в зал библиотеки, там работали четыре человека, хотя, на мой взгляд, работать там сложно, хочется просто наслаждаться.

В Прадо всего две выставочные галереи. И те две выставки, которые я увидела — произведения Жоржа де Латура и Жана Огюста Доминика Энгра — это, на мой взгляд, безупречные экспозиционные проекты. Здесь идеально все: от работы кураторов до сценографии, цветовых решений залов и литературного стиля экспликаций. На всем лежит отпечаток богатейшей культуры в сочетании с испанской сдержанностью. Меня восхитили подбор вещей и развеска, например, когда на одной стене представлена картина, а чуть далее — два рисунка. И на удивление, такая стена прекрасно «держит» эти произведения, пространство не давит, наоборот, ты свободно в нем дышишь. Пожалуй, единственное, что царапнуло глаз — эскалаторы, ведущие в экспозиционные залы, ведь обычно музейная лестница выглядит более органично. Но подобное решение помогает посетителям музея двигаться по залам с постоянной коллекцией, не мешая тем, кто пришел на отдельные выставки.

Сегодня музей становится не только местом, где можно полюбоваться искусством и углубиться в свои размышления о прекрасном. У современного музея появляются все новые функции, в том числе очень серьезная — социальная. Прадо и в этом может служить уникальным примером. Я имею в виду проект для слабовидящих людей. Он уже снискал огромное количество восхищенных отзывов. Кураторы Прадо выбрали несколько шедевров из своей коллекции, а приглашенные музеем молодые специалисты из Бильбао создали тактильную версию живописных произведений, что позволило людям, лишенным зрения, впервые познакомиться в музее с шедеврами, о которых они только слышали.

У Прадо большие планы. Музей будет расширяться, появится еще несколько зданий. Таким образом, Прадо превратится в настоящий музейный квартал. Кроме того, в конце мая здесь откроется выставка, приуроченная к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха. Ее ждут профессионалы и любители искусства во всем мире. Впрочем, Пушкинскому, находящемуся на реставрационном перепутье, тоже есть чем удивить зрителя в этом году.

Просмотры: 3247
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
3
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
4
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
8
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
9
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
10
Последний Боттичелли на рынке оценен в $30 млн. Или предпоследний?
В октябре картину, объявленную последней работой мастера в частных руках, выставят на ярмарке Frieze Masters. Однако известен еще один портрет, приписываемый Боттичелли, — он был продан летом на аукционе в Цюрихе.
13 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru