18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фотографы «Большого яблока»: они мечтали изменить мир

Легендарную нью-йорк­скую Фотолигу (Photo Lea­gue), одно из самых радикальных объединений фотографов ХХ века, уже показывали в Москве на Фотобиеннале-2004, но большой выставкой (теперь на Фотобиеннале-2016), как нынешняя в Еврейском музее, в России она представлена впервые (куратор — Нина Гомиашвили). Вся история Фотолиги занимает меньше двух десятилетий (с конца Великой депрессии до начала холодной войны), но ее участникам удалось в корне изменить представление о документальной фотографии. Главная их тема — изнанка Нью-Йорка: бедные кварталы, чумазые дети, дешевые лавки, забастовки рабочих. Снималось все ручной 35-миллиметровой камерой в Гарлеме, Бронксе, Нижнем Ист-Сайде, Кони-Айленде: для социальных или криминальных сюжетов вовсе не надо было выезжать за пределы «Большого яблока».

Фотолига была создана в 1936 году, но у нее была предыстория. В 1930-м коммунистическая «Международная рабочая помощь» со штаб-квартирой в Берлине основала в Нью-Йорке Worker’s Camera League — объединение, которое должно было, документируя жизнь рабочего класса с помощью фотокамеры, бороться за права пролетариев. Спустя четыре года организация разделилась на объединение кинодокументалистов Frontier Films и собственно Фотолигу. Большинство участников последней были эмигрантами первого поколения, в том числе из России, идеалистами, мечтавшими перевернуть мир. Фотолига была не только профессиональным содружеством, но и школой для бедных талантов: мастер-классы, которые здесь вели звезды фотографии Ансель Адамс, Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Рой Страйкер, были бесплатными.

После Второй мировой войны в творчестве участников Фотолиги появляются художественные и лирические сюжеты. Но с началом холодной войны иметь левые взгляды стало опасно, началась «охота на ведьм», и в 1947 году Фотолига была внесена в черный список организаций, относящихся к «фашистским, коммунистическим или ведущим подрывную деятельность». Еще два года спустя участница объединения Анджела Каломирис, сотрудничавшая с ФБР, обвинила своих коллег в поддержке компартии. Начался громкий судебный процесс, приведший к окончательному закрытию организации.

На выставке история Фотолиги показана через снимки ее главных участников. В экспозицию также включен документальный фильм о Льюисе Хайне, одной из самых ярких фигур объединения, — Америка и Льюис Хайн (1984). Он снят Ниной Розенблюм, дочерью Уолтера Розенблюма, классика американской фотографии и тоже участника Фотолиги. Еще один ее фильм, уже обо всей истории организации, под названием Повседневные чудеса. Фотолига: Нью-Йорк, планируется показать в музее второго апреля.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+