18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Помпеи спасли в самый последний момент

№41
Материал из газеты

Несмотря на угрозы прекратить финансирование знаменитого историко-археологического заповедника, европейские чиновники все-таки выделят ему средства на 2016 и 2017 годы

«Большой помпейский проект» получил средства в самый последний момент. Европейская комиссия запустила кампанию по сохранению археологического памятника в марте 2012 года. Стоимость работ тогда оценивалась в €105 млн, и их планировали завершить к 31 декабря 2015 года.

Однако еще в июле 2014 года Йоханнес Хан, занимавший на тот момент пост европейского комиссара по региональной политике, предупредил: Помпеи могут потерять предоставленные Европой €78 млн (остальные €27 млн выделило правительство Италии), если не используют эти средства до конца 2015 года.

К началу декабря прошлого года было истрачено всего €40,5 млн. По словам генерального директора проекта Джованни Нистри, ожидается, что европейские и итальянские власти предоставят отсрочку на проведение работ до конца 2017 года. На это решение повлияли рекомендации ЮНЕСКО, следившей за состоянием объекта всемирного наследия с 2010 года, когда стало известно о ряде обвалов на территории Помпеев.

В 2013 году ЮНЕСКО предупреждала: если проект не сможет «заметно улучшить ситуацию», Помпеи могут оказаться в списке всемирного наследия, находящегося под угрозой. В июне 2015 года Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО призвал Италию «отыскать пути к расширению» «Большого помпейского проекта» и «дать оценку объему средств, необходимых для обеспечения поддержания и консервации Помпеев в будущем».

По результатам инспекции в ноябре 2014 года комитет положительно отозвался о «значительных улучшениях, достигнутых в результате работ», и заявил, что объект «больше не находится под угрозой».

«Теперь между всеми сторонами достигнуто полное согласие, — говорит управляющий Помпеев, Геркуланума и Стабии Массимо Осанна. — Даже ЮНЕСКО дала положительную оценку ходу работ и попросила расширить „Большой помпейский проект“, распространив его на 2016 и 2017 годы. Благодаря этому нам удалось изменить график и продолжить нашу деятельность при помощи европейского финансирования, однако с одним жестким условием: все работы должны быть юридически оформлены и начаты до конца 2015-го».

Успели! В декабре прошлого года был объявлен тендер на контракты общей стоимостью €160 млн, что превышает первоначальный бюджет проекта в €105 млн. Дополнительное финансирование в размере €19 млн внесет само Управление Помпеев, Геркуланума и Стабии (оно занимается повседневным содержанием и техническим обслуживанием памятника и имеет собственный бюджет).

«Больше объявлять тендер не на что, — сообщил тогда же Нистри. — Работы на 23 объектах из 41 будут завершены к началу 2016 года. Еще четыре объекта доделают весной этого года».

Приоритетом является сохранение 44 га археологического заповедника, где установят более 400 камер видеонаблюдения (Министерство внутренних дел Италии выделило на это около €3,8 млн), укрепят ограду (€6 млн) и улучшат освещение (€3 млн).

Сейчас проект охватывает все девять районов Помпеев — зоны, на которые в XIX веке город разделил археолог Джузеппе Фиорелли. «В 2000 году было оснащено 30% территории… и мы застряли на этой цифре. Но теперь мы стремимся к 100%, — сообщил Осанна прошлой осенью. — Все запланированное в VI и VIII районах будет закончено в конце 2015 года, в VII — в течение первой половины 2016 года. Таким образом, будет обеспечена безопасность трех четвертей территории Помпеев. После этого мы намерены завершить работы на оставшейся четверти — в I, II и III районах, где расположен амфитеатр, состояние которого лучше, чем остальных объектов». Большая стройка на этом месте развернется в этом и следующем годах.

Массимо Осанна не одобряет решение отдать предпочтение этому масштабному проекту в ущерб ежедневному содержанию и обслуживанию территории, хотя выбора, по его словам, у него не было. «Состояние руин критично, и не только из-за отдельных обвалов: долгое время целые районы города были заброшены и закрыты для посещения», — говорит управляющий.

В долгосрочной перспективе главное для Помпеев — «свести к минимуму риск обрушения и иных инцидентов». В этом ключевую роль играет подготовка стратегии, позволяющей планировать работы заранее.

Тем временем инженеры и реставраторы-консерваторы неустанно трудятся над тем, чтобы восстановить и вновь открыть для публики 15 римских домов. Дом Малого фонтана открылся в ноябре; в декабре — еще четыре: дом Пакия Прокула, дом Фруктовых деревьев, дом-сукновальня Стефана и дом жреца Аманда, вслед за ними — дом Марка Лукреция.
Осанна говорит, что в 2016 году, после 10-летней отсрочки, наконец возобновят работы в доме Веттиев, одном из самых больших и богато украшенных особняков археологического заповедника. 

Материалы по теме:
Последний день Помпеи?
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+