18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последний день Помпеи?

На этот раз древний город может погубить не вулкан, а бюрократия

Мы можем упустить последний шанс спасти Помпеи. Проект по «консервации, поддержанию и улучшению» античного римского города с бюджетом €105 млн был запущен Европейской комиссией в марте 2012 года. Работы планировалось закончить к 31 декабря 2015 года. Если €78 млн, выделенные на проект «Великие Помпеи» (Great Pompeii Project) Европейским фондом регионального развития (Италия не пожалела еще €27 млн), не будут реализованы к концу этого года, грант может быть отозван.

Great Pompeii Project расценивается экспертами как необходимость для знаменитых археологических раскопок, которые пострадали от крупных разрушений после ливней в 2010 году. До заявленного срока остается всего семь месяцев, но лихорадочная спешка, связанная с необходимостью израсходовать фонды, наталкивается на бюрократические проволочки и постоянную нехватку кадров.

В августе 2013 года Италия приняла закон, «ускоряющий консервацию» Помпеев: он предусматривает, что в течение 60 дней должен быть назначен генеральный директор, который будет курировать Great Pompeii Project и, в свою очередь, соберет «необходимый вспомогательный комитет». Однако прежде чем почетную должность доверили Джованни Нистри, бывшему главе отдела по раскрытию краж произведений искусства, входящему в состав карабинеров, прошло целых четыре месяца. Фабрицио Магани, директор по вопросам культурного наследия в регионе Абруццо, стал его заместителем. Однако в апреле 2014 года Магани был вынужден покинуть проект «Помпеи» — его присутствия потребовала реставрация пострадавшей от землетрясения столицы Абруццо, городка Л'Аквила. Его место так никто и не занял.

Нистри также не хватает около 20 заявленных сотрудников плюс еще 5 технических экспертов, которых ему обещали по условиям проекта. В интервью нашим итальянским коллегам из Il Giornale dell'Arte Нистри рассказал, что юристы, экономисты, архитекторы, специалисты по градостроительству и инфраструктуре, чье присутствие требовалось по плану, так и не были привлечены, несмотря на многочисленные объявления, опубликованные Министерством культуры, — по неизвестным ему причинам.

Нехватка кадров серьезно осложняет и без того бюрократизированный процесс подачи тендеров, необходимый для того, чтобы начать восстановление и сохранение археологического сайта в Помпеях. С командой из 13 человек (вместо заявленных 20) Нистри не имеет права заключать контракты. Таким образом, за распоряжение резервным бюджетом отвечает археологическое управление Помпеями, которое проводит регулярные работы. «В этой ситуации мне кажется, что завершить [заявленный план] поддержки невозможно», — говорит Нистри.

Над проектом навис риск того, что Европейский союз отзовет обещанные €78 млн. В июле 2014 года европейский комиссар по региональной политике Йоханнес Хан, инициатор Great Pompeii Project, подписал план действий с итальянским правительством, согласно которому новый список целей должен утверждаться каждые четыре месяца. Он также предупредил, что любые средства, неизрасходованные до конца 2015 года, будут потеряны.

По последним данным, предоставленным сотрудниками Нистри, работы, оцененные в €118 млн, были выставлены на тендер, и на €99 млн были подписаны контракты. Однако из 47 запланированных проектов завершены были только четыре (восстановление Casa del Criptoportico, Casa delle Pareti Rosse, Casa di D. Octavius Quartio и Casa della Fontana Piccola). Пресс-секретарь Нистри говорит, что еще 23 на очереди и должны быть завершены к 31 декабря. Однако общая сумма расходов на сегодняшний день составляет всего €9 млн.

«Вопрос не в том, куда пристроить €105 млн», — говорит Нистри. «Все работы должны быть закончены, проверены, задокументированы и включены в счета до 31 декабря. Мы пытаемся оценить стоимость реставрации, которая уже идет полным ходом, так что даже если проект завершить не удастся, можно хотя бы рассчитать стоимость того, что уже было сделано».

Проект «Помпеи» тщательно изучается ЮНЕСКО, подписавшей соглашение о сотрудничестве с итальянским правительством в 2011 году по защите этого объекта Всемирного наследия. ЮНЕСКО совместно с Международным советом по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест отправляли комиссии в Помпеи в январе 2013 и ноябре 2014 года. Те, в свою очередь, признали, что прогресс налицо. В докладе 2014 года, который будет зачитан на итоговой сессии Комитета всемирного наследия в Бонне в июне, отмечается, что «ведутся довольно масштабные работы по консервации объекта», — в основном в рамках проекта «Помпеи». В докладе говорится, что «больше не существует необходимости включать Помпеи в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой», — а ведь именно такая возможность всерьез рассматривалась на предыдущем заседании.

Однако эксперты предупреждают, что «невероятный прогресс — результат специальных договоренностей и целевого финансирования». Из-за масштаба задачи и промедлений, продиктованных мерами предосторожности (исключить коррупцию и участие в контрактах мафии), риск не закончить работы в срок, к концу 2015 года, весьма осязаем.

В отчете предполагается, что проект будет продлен по крайней мере до конца 2016 года. В долгосрочной перспективе должны быть гарантированы необходимые ресурсы, как человеческие, так и финансовые, чтобы устранить основные причины разрушений, сообщается в докладе.

Неясное будущее

Пока непонятно, станут ли эти рекомендации реальностью. От пресс-службы Помпеев, твердящей о том, что решение о продлении проекта «Помпеи» принимает итальянское правительство и Европейский союз, подробностей не добьешься. Якуб Адамович, пресс-секретарь Европейской комиссии по вопросам региональной политики, заявил The Art Newspaper, что изначально заявленная дата, 31 декабря, не может быть сдвинута. «Тендеры разыграны, контракты подписаны, а для того, что не удастся доделать, подключат национальные ресурсы», — сказал Адамович. По его словам, не исключено, что Помпеи попадут в новый европейский список финансирования культурных проектов.

«Мы по-прежнему ходим по лезвию», — предупреждает Нистри. По его словам, из-за огромных размеров Помпеев и постоянной проблемы их сохранения «когда проект “Помпеи” будет закончен, со всеми его тендерами и контрактами, боюсь, придется начинать сначала».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+