The Art Newspaper Russia
Поиск

Предаукционные выставки в ноябре — и в любое время года

Предаукционная выставка — особый жанр. За внешним блеском подобных мероприятий стоит расчет и анализ спроса. Как правило, такие выставки имеют гастрольный характер, а подборка экспонатов отражает покупательские вкусы и возможности, как их видят эксперты крупнейших аукционных домов.

Организация предаукционных выставок, которые меньше недели занимают пространства лучших московских музеев и старинных особняков, — дело хлопотное и затратное. Но аукционные дома, от старейших до новичков, не скупятся, когда речь идет о знакомстве потенциальных клиентов и прочих любителей искусства с жемчужинами предстоящих торгов, стоимость которых порой исчисляется десятками миллионов долларов. А посещение таких представительных миниэкспозиций уже несколько лет как вошло в список мероприятий светского досуга.

На ноябрь таких запланировано два. Christie’s после перерыва в месяц вновь устраивает показ, на этот раз старых мастеров и русских художников, среди которых Питер Брейгель, Илья Машков, Виктор Васнецов и Константин Маковский. На выставку, которая пройдет в недавно отреставрированной и уже полюбившейся аукционному дому усадьбе Муравьевых-Апостолов, привезут также оцененный в $12–18 млн фламандский часослов начала XVI века — книгу с текстом церковных служб из семьи Ротшильдов. Bonhams, дебютировавший в жанре московских предаукционных выставок всего год назад полотнами Василия Поленова, в резиденции посла Великобритании представит топ-лоты запланированных на 27 ноября лондонских торгов. Несколькими неделями раньше топ-лоты уже продемонстрировали Sotheby’s и MacDougall’s. С 1990-х годов в Москве прошли десятки предаукционных выставок. По сути, это был единственный шанс увидеть большинство выставленных на продажу вещей, перед тем как они скроются в частных или корпоративных коллекциях. И этот шанс выпадает не только избранным: после закрытых мероприятий для клиентов и прессы вход на выставки открыт для всех.

Аукционные дома всегда заинтересованы в новой аудитории; спектр предложения расширяется, и как следствие предаукционные выставки пополняются новыми разделами, например фотографией.

Еще одна тенденция — продажа наиболее ценных и дорогостоящих произведений искусства вне торгов. «Частные продажи являются одним из самых быстро развивающихся сегментов нашего бизнеса. По итогам первой половины 2013 года выручка от частных продаж увеличилась на 13% и составила $711,8 млн, что стало рекордом для всего арт-рынка в целом. Поэтому мы также выставляем произведения, предлагающиеся на частную продажу, будь то живопись или ювелирные украшения, в рамках наших международных предаукционных показов или торгов, — объясняет управляющий директор российского Christie’s Гай Визи. — В Москву мы часто привозим работы для частной продажи. В октябре 2012 года в модном доме Валентина Юдашкина показывали подборку ювелирных украшений и старых мастеров, до этого проводили подобные частные просмотры в отеле Ritz. Весной мы также стараемся в выставки включать вещи, предлагаемые на частную продажу. В этом году мы выставляли Кристофа Амбергера, в 2012 году в доме-музее Муравьевых-Апостолов — Жоану Вашконселуш, в 2011 году в доме Спиридонова — замечательную работу сэра Лоуренса Альма-Тадемы». Соответственно, предаукционные выставки будут и впредь, а предназначенные для частной продажи вещи порой доступны для широкого круга зрителей, если доступ не сузит владелец.

Московские показы

Предаукционные выставки крупнейших аукционных домов в столице

Первую предаукционную выставку Sotheby’s устроил в Центре международной торговли, перед эпохальным аукционом 1988 года, — с советским авангардом и советским андерграундом. По воспоминаниям Михаила Каменского, в эти дни там царил небывалый ажиотаж, а на последовавших торгах присутствовало более 1 тыс. человек. Следом, уже в 1997 году, Christie’s впервые организовал именно что специальный привоз произведений искусства — картины Дега, Ренуара, Модильяни и Пикассо экспонировались не где-нибудь, а в самом Кремле. После этот аукционный дом представлял штучные произведения вроде Зимнего яйца фирмы Карла Фаберже, а в 2007 году в доме Пашкова провел выставку, которую вспоминают до сих пор. Долгую память обеспечили и эстимейт представленных работ в $300 млн, и их подборка: в одном месте сошлись «ротшильдовское» яйцо Фаберже (за $18,5 млн его приобрел для своего музея Александр Иванов), Энди Уорхол, Наталия Гончарова и современные китайские художники. С кризисом 2008 года интенсивность гастролей с многомиллионными шедеврами снизилась, однако сейчас постепенно возвращается на прежний уровень. Свидетельством тому, в частности, продажа эскиза к Импровизации № 8 Василия Кандинского (Christie’s, рекордные для художника $23,05 млн), а до того картину можно было рассмотреть в подробностях в Мультимедиа Арт Музее. Успешно продавались и показанное москвичам легендарное, но до тех пор мало кем виданное полотно Ильи Репина Парижское кафе, что Третьяковка мечтала заполучить в свою коллекцию (Christie’s, £4,5 млн), и сосновый лесок с раскисшей дорогой в Сумерках Ивана Шишкина (MacDougall’s, £2,16 млн), и Труды Богоматери Николая Рериха (Bonhams, £7,9 млн).

Михаил Каменский

Аукционный дом Sotheby’s Россия и СНГ

Аукционы рассчитаны на то, чтобы привлечь максимальное количество самых разных покупателей — и профессионалов, и любителей: коллекционеров частных и корпоративных, музеев и случайных покупателей, которые приобретают что-то раз в жизни. Лучший способ рекламы, чем предаукционная выставка, сложно придумать. Такая выставка — залог успеха торгов, иначе никто бы их не проводил и не тратил бы такие большие деньги.

Коллекции мы формируем, не только идя на встречу существующим вкусам, но и провоцируя появление новой коллекционерской моды, новых трендов. Начинали мы, привозя русский XIX и ХХ век, потом пришло время современного отечественного искусства. На волне экономического подъема 2000-х годов наши выставки и аукционы спровоцировали очевидный рост интереса к современному русскому искусству, который после кризиса 2008 года существенно ослаб. Как следствие мы уменьшили число современных лотов, но продолжаем их привозить, пропагандировать и успешно продавать на торгах. В минувшем апреле мы впервые привезли современную российскую фотографию, на которую как внутреннего, так и международного рынка не было. Это был сознательный эксперимент и риск с нашей стороны. Мы шли на возможные убытки, понимая, что процент продажи будет невысок. Но включение нового сегмента в выставку всегда провоцирует дополнительный интерес. Считается, что если аналитики Sotheby’s выделяют новый сегмент в искусстве, значит, на это имеет смысл обратить внимание коллекционерам и дилерам. На организацию выставки в России мы в среднем тратим несколько сотен тысяч долларов, из которых 30–40% покрывается за счет спонсорских средств. Деньги идут на страховку, транспорт, аренду, обеспечение безопасности — сумма варьируется в зависимости от стоимости экспонатов и того, насколько сложными маршрутами они едут в Москву. Если повезет, то все можно отправить одним самолетом, но случается и так, что все летит самолетом, а одну крупногабаритную картину приходится гнать через всю Европу отдельной фурой в сопровождении охраны.

 

Екатерина Мак-Дугалл

Аукционный дом MacDougall’s

Мы всегда хотели, чтобы выставки максимально посещали и они были публичны. Чаще всего под это подходило музейное пространство, и тут взаимоисключающая задача — создать интимную атмосферу, чтобы показать, как картины реально живут в интерьере. Одна из наших выставок проходила в доме Зубова, а это настоящий жилой дом, и вот там они смотрелись очень хорошо, особенно XIX века, в интерьере, с мебелью. Поскольку мы планировали делать не просто предаукционнные выставки в Москве, но еще и просто выставки, у нас появилось собственное пространство, и стало легче. Мы можем когда угодно приехать, в любое время принять посетителей, не нужно подписывать массу бумаг. Теперь перед каждой выставкой к нам приходит профессиональный осветитель и выставляет свет на каждую работу. Иногда делаются какие-то фильтры, потому что картина должна быть максимально приближена к тем условиям, в которых она писалась. XIX веку не нужен яркий свет, а если работа выполнена на натуре — это другая история. Стоимость организации выставки установить очень сложно. Сюда входит и транспортировка, и страховка, и реклама, и прием. Все зависит от стоимости работ и планируемого размаха. Выставки делать необходимо, это пиар-акция и строительство бренда. При этом у меня нет 100%-ной уверенности до сих пор, что привоз работ в Москву помогает их продать. Естественно, когда я работаю, то стараюсь показать вещи потенциальным покупателям, но я не думаю в тот момент, готовы ли они к приобретению. Это работа, а не попытка сложить в уме какие-то цифры. Мы собираем нашу коллекцию шесть месяцев, некоторые картины ждем годами, потом они покидают свое замкнутое пространство, выходят в свет, и тут начинается обмен мнениями — самое лучшее для меня время. Когда идет выставка, я смотрю, как посетители реагируют, у какой работы надолго задерживаются. К нам приезжают в любой момент, не регламентированно: занятые люди в своих графиках находят по полчаса и приходят за каким-то открытием. Создается особая атмосфера в этот момент.

Просмотры: 1870
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
5
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru