The Art Newspaper Russia
Поиск

«Арсенал» отреставрировали, снабдив мультимедийными залами, лифтом и отоплением

Государственный музей-заповедник «Царское Село» 11 марта продемонстрировал журналистам результат реставрации павильона «Арсенал», который откроется для публики в начале осени этого года.

«Арсенал» находится в центре Александровского парка и служит для него градостроительной доминантой: к внушительному краснокирпичному зданию ведут лучевые аллеи, павильон был поставлен по центральной оси парадного входа Екатерининского дворца. Неоготическая постройка по проекту Адама Менеласа появилась в 1817–1834 годах на месте паркового павильона «Монбижу» середины XVIII века, построенного Саввой Чевакинским и Франческо Бартоломео Растрелли. Как следует из названия, «Арсенал» предназначался для хранения оружия, страстным собирателем которого был император Николай I, чья коллекция насчитывала более 2 тыс. предметов. При Александре III она была перевезена в Эрмитаж и впоследствии составила часть экспозиции Рыцарского зала.

Как и все постройки Царского Села, павильон «Арсенал» сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, лишился крыши и всех интерьеров; в таком состоянии он был законсервирован в 1970-е годы. К началу реставрации с осени 2014 года центральный купол и другие конструкции павильона находились в критическом состоянии. Ремонтно-реставрационные работы по проекту института «Спецпроектреставрация» провел «Ремстройфасад». Общая сумма работ, выполненных в рекордные сроки, составила почти 250 млн руб., которые были выделены из федерального бюджета.

При внешней монументальности «Арсенал» — очень небольшой павильон, насчитывающий восемь залов. Практически все детали декора были утрачены, немногие подлинные элементы оставлены без покраски. При реставрации на фасаде были сохранены два зондажа, по которым можно проследить историческую кладку растреллиевского павильона «Монбижу».

Эффектное центральное пространство второго этажа — купольный Зал рыцарей и четыре капеллы, которые называются Турецкая, Албанская, Мавританская и Русская. Виды этого зала и хранившихся в нем предметов были запечатлены в акварелях художника Алоизия Рокштуля, давших много информации для реставраторов, которые воссоздали все декоративное убранство.

Выполненный Адамом Менеласом кирпичный купол отличался сложностью конфигурации, и его реставрация стала одним из самых трудных этапов работы. По окружности купола расположены геральдические щиты с гербами Российских губерний. Также внутри одной из башен воссоздана чугунная винтовая лестница, сохранившаяся лучше других элементов здания, — она ведет на верхний ярус башни и кровлю. 

По словам директора музея Ольги Таратыновой, в павильоне будет размещена восточная коллекция из фондов ГМЗ «Царское Село», а также приобретения последнего времени. Будущая экспозиция должна полно представить псевдоготический стиль и главное увлечение императора Николая I, «последнего рыцаря Европы», как его называли, — коллекцию оружия. В экспозицию войдут предметы, которые Царское Село примет на временное хранение по межмузейному обмену из Государственного Эрмитажа, о чем уже есть договоренность с его директором Михаилом Пиотровским. Нельзя не отметить, что поэтизация николаевской эпохи, несомненно, входит сейчас в резонанс с событиями актуальной истории.

Весной прилегающая к «Арсеналу» территория парка будет благоустроена, и в начале осени павильон будет открыт для публики. В отреставрированном «Арсенале» предусмотрены такие современные технические средства, как два мультимедийных зала, лифт для маломобильных посетителей; кроме того, он впервые получил систему отопления, которое будет электрическим. Следующим объектом, подготовка к реставрации которого уже началась, станет также построенный Менеласом в Александровском парке павильон «Шапель».

Просмотры: 3789
Популярные материалы
1
13 способов сделать искусство дома
Следуя инструкциям музеев и художников, каждый может своими руками создать шедевр. Мы собрали для вас предложения, подходящие и для детей, и для взрослых.
20 мая 2020
2
Российские музеи начнут работать 1 июня
Это касается отдельных регионов, в Москве и Санкт-Петербурге публику ждут в начале июля.
22 мая 2020
3
Ольга Чернышёва: «Меня примагничивает к людям, которые с виду ничего не делают»
Ольга Чернышёва — художник известный и востребованный, была участницей основного проекта Венецианской биеннале, выставлялась в павильоне России. Она рассказала о новых проектах и о том, за что ценит скромного русского классика Леонида Соломаткина.
20 мая 2020
4
Полный онлайн: аукцион русского искусства Christie’s впервые пройдет в Cети
Коллекционеры смогут делать ставки на работы Абрама Архипова, Веры Рохлиной, Василия Шухаева и фирмы Фаберже с 1 по 21 июля.
20 мая 2020
5
Наследие Рафаэля пополнилось двумя фигурами
Аллегории Правосудия и Дружбы в зале Константина в станцах Рафаэля в Ватикане оказались написанными рукой самого мастера. Это удалось доказать в результате проведенной расчистки росписей.
21 мая 2020
6
Каподимонте и Галерея Боргезе открылись, Уффици — приготовиться!
Почти сразу после объявления итальянским правительством чрезвычайных мер поддержки особым «декретом перезапуска» министр культуры Италии Дарио Франческини дал зеленый свет и открытию музеев.
22 мая 2020
7
Выставки месяца в Германии
Музеи Германии снова открыты! В берлинской Картинной галерее представили пять мадонн Рафаэля, Музей «Брюкке» показывает Макса Клауса, франкфуртский Ширн Кунстхалле отдан сюрреалисткам, а в Лейпциге вводят в европейский контекст Макса Клингера.
20 мая 2020
8
В Вене открывается Альбертина Модерн
Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие.
25 мая 2020
9
МоМА вступил в борьбу за спасение стены с рисунком Пикассо в Осло
«Рабочие уже начали сверлить, и это пугает, потому что, как только они начнут двигать мурал, он треснет», — говорит дочь норвежского художника Карла Нешара, который наносил на бетон рисунок Пикассо.
19 мая 2020
10
Снимки — не то, чем кажутся
«Фотография как современное искусство» — первое русскоязычное издание книги англичанки Шарлотты Коттон, много лет исследующей историю светописи.
22 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru