18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Директор Эрмитажа готов отстроить Пальмиру заново

Хранящаяся в российском музее коллекция артефактов из Пальмиры может быть использована для реконструкции древнего сирийского города, освобождение которого ожидается со дня на день. Штурмовые группы правительственных войск уже пробились к западным воротам Пальмиры. 

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что уничтожения Пальмиры боевиками запрещенной в России террористической организации ИГИЛ в прошлом году можно было бы избежать, но теперь его музей готов помочь восстановить древний город. Пиотровский — специалист по арабскому миру, впервые посетивший Сирию в 1970-х годах, рассказал в интервью The Art Newspaper, что музеи по всему миру готовятся «к моменту, когда появится возможность воссоздать Пальмиру». Эрмитаж работает совместно со своими коллегами — на данном этапе неформально — над сбором фотографий, гравюр и других архивных документов, изображающих древний город со всех возможных ракурсов.

Инициативы Пиотровского не ограничиваются Пальмирой. Он уже высказывался о судьбе культурного наследия Афганистана, Ирака, Мали и Йемена. «Сегодня внезапно вся культура оказалась под угрозой», — сказал он, выступая на Санкт-Петербургском международном культурном форуме в декабре.

В следующем месяце Эрмитаж планирует провести День Йемена с тематическими выставками, кинопоказами и лекциями, чтобы привлечь внимание к йеменским памятникам, уничтоженным во время саудовских бомбардировок. В акции планируют принять участие еще 15 музеев по всему миру, в том числе Лувр, Британский музей и Метрополитен-музей.

Выставка фотографий Сирии, сделанных российским фотографом Александром Дымниковым, откроется в Эрмитаже в апреле. Наряду с фотографиями на ней покажут виртуально восстановленные утраченные памятники Пальмиры, в том числе храм Бэла и триумфальную арку.

По словам Пиотровского, многие музеи настороженно относятся к проведению выставок, посвященных наследию Сирии. Вывоз артефактов из мест их происхождения по-прежнему остается болезненной темой. «Мы могли бы собрать большую выставку сирийских объектов и показать ее по всему миру, но все постоянно говорят о „снова все укравших новых колонизаторах“», — говорит он.

Эрмитаж — один из очень немногих музеев, где есть особая галерея, посвященная Пальмире. В его коллекцию входят Таможенный тариф (четыре каменных блока с рельефным текстом, общим весом более 15 т) и тессеры (жетоны с изображениями и надписями, которые использовались и как лотерейные билеты, и как билеты для участия в различных мероприятиях — общественных пирах, театральных представлениях), все в превосходной сохранности. Если бы эти объекты «не были в свое время вывезены в Санкт-Петербург, их бы уже не существовало», подчеркивает Михаил Пиотровский.

Директор Эрмитажа утверждает, что Пальмиру можно было спасти. «Разбомбить транспортные средства, двигающиеся по пустыне, — не проблема, но никто не бомбил их. У Сирии было недостаточно самолетов. Нас [русских] там не было. А американцы, конечно же, не хотели этого делать, потому что Пальмиру контролировал [президент Сирии Башар] Асад. Так что в данном случае военные решения переплетаются с невоенными».

Пиотровский выступает за принятие международной декларации прав культуры, предложенной известным ученым, академиком Дмитрием Лихачевым. Декларация предполагает защиту культурного наследия во время военных операций, уничтожение памятников названо в ней преступлением против человечества.

Культурное наследие страдало от бесконечного насилия на протяжении всей истории, однако сегодня, по словам Пиотровского, люди начинают терять веру. «Древняя культура была уничтожена христианами — и только Возрождение восстановило его из осколков, — говорит он. — И сейчас это понимание сакральности культуры повсеместно теряется».

По его мнению, между Санкт-Петербургом и Пальмирой существует духовная связь. Начиная с XVIII века молодую столицу России называли Северной Пальмирой. Оба города «возникли в местах, где города обычно не возникают» (Санкт-Петербург на болоте, Пальмира в пустыне). Он считает восстановление императорских дворцов Санкт-Петербурга после Второй мировой войны, осуществленное благодаря сохранившимся рисункам и другим материалам, доказательством того, что Пальмира может быть выстроена заново. «Пальмира — чудо чистой воды», — говорит он. Свои посещения города между 1970-ми и 1990-ми годами он уподобляет «паломничеству в святые места; это живая Античность».

Тем временем, в Сирийской пустыне на подступах к Пальмире идут самые ожесточенные за последние дни боестолкновения, сообщает электронная версия газеты «Ас-Сафир». Сирийские войска пробились к Пальмире. В операции участвуют не только штурмовые группы правительственных войск, но и артиллерия, которая оказывают огневую поддержку с высот. По последней информации, бойцам спецназа удалось подойти вплотную к западным воротам города.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+