The Art Newspaper Russia
Поиск

Директор Эрмитажа готов отстроить Пальмиру заново

Хранящаяся в российском музее коллекция артефактов из Пальмиры может быть использована для реконструкции древнего сирийского города, освобождение которого ожидается со дня на день. Штурмовые группы правительственных войск уже пробились к западным воротам Пальмиры. 

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что уничтожения Пальмиры боевиками запрещенной в России террористической организации ИГИЛ в прошлом году можно было бы избежать, но теперь его музей готов помочь восстановить древний город. Пиотровский — специалист по арабскому миру, впервые посетивший Сирию в 1970-х годах, рассказал в интервью The Art Newspaper, что музеи по всему миру готовятся «к моменту, когда появится возможность воссоздать Пальмиру». Эрмитаж работает совместно со своими коллегами — на данном этапе неформально — над сбором фотографий, гравюр и других архивных документов, изображающих древний город со всех возможных ракурсов.

Инициативы Пиотровского не ограничиваются Пальмирой. Он уже высказывался о судьбе культурного наследия Афганистана, Ирака, Мали и Йемена. «Сегодня внезапно вся культура оказалась под угрозой», — сказал он, выступая на Санкт-Петербургском международном культурном форуме в декабре.

В следующем месяце Эрмитаж планирует провести День Йемена с тематическими выставками, кинопоказами и лекциями, чтобы привлечь внимание к йеменским памятникам, уничтоженным во время саудовских бомбардировок. В акции планируют принять участие еще 15 музеев по всему миру, в том числе Лувр, Британский музей и Метрополитен-музей.

Выставка фотографий Сирии, сделанных российским фотографом Александром Дымниковым, откроется в Эрмитаже в апреле. Наряду с фотографиями на ней покажут виртуально восстановленные утраченные памятники Пальмиры, в том числе храм Бэла и триумфальную арку.

По словам Пиотровского, многие музеи настороженно относятся к проведению выставок, посвященных наследию Сирии. Вывоз артефактов из мест их происхождения по-прежнему остается болезненной темой. «Мы могли бы собрать большую выставку сирийских объектов и показать ее по всему миру, но все постоянно говорят о „снова все укравших новых колонизаторах“», — говорит он.

Эрмитаж — один из очень немногих музеев, где есть особая галерея, посвященная Пальмире. В его коллекцию входят Таможенный тариф (четыре каменных блока с рельефным текстом, общим весом более 15 т) и тессеры (жетоны с изображениями и надписями, которые использовались и как лотерейные билеты, и как билеты для участия в различных мероприятиях — общественных пирах, театральных представлениях), все в превосходной сохранности. Если бы эти объекты «не были в свое время вывезены в Санкт-Петербург, их бы уже не существовало», подчеркивает Михаил Пиотровский.

Директор Эрмитажа утверждает, что Пальмиру можно было спасти. «Разбомбить транспортные средства, двигающиеся по пустыне, — не проблема, но никто не бомбил их. У Сирии было недостаточно самолетов. Нас [русских] там не было. А американцы, конечно же, не хотели этого делать, потому что Пальмиру контролировал [президент Сирии Башар] Асад. Так что в данном случае военные решения переплетаются с невоенными».

Пиотровский выступает за принятие международной декларации прав культуры, предложенной известным ученым, академиком Дмитрием Лихачевым. Декларация предполагает защиту культурного наследия во время военных операций, уничтожение памятников названо в ней преступлением против человечества.

Культурное наследие страдало от бесконечного насилия на протяжении всей истории, однако сегодня, по словам Пиотровского, люди начинают терять веру. «Древняя культура была уничтожена христианами — и только Возрождение восстановило его из осколков, — говорит он. — И сейчас это понимание сакральности культуры повсеместно теряется».

По его мнению, между Санкт-Петербургом и Пальмирой существует духовная связь. Начиная с XVIII века молодую столицу России называли Северной Пальмирой. Оба города «возникли в местах, где города обычно не возникают» (Санкт-Петербург на болоте, Пальмира в пустыне). Он считает восстановление императорских дворцов Санкт-Петербурга после Второй мировой войны, осуществленное благодаря сохранившимся рисункам и другим материалам, доказательством того, что Пальмира может быть выстроена заново. «Пальмира — чудо чистой воды», — говорит он. Свои посещения города между 1970-ми и 1990-ми годами он уподобляет «паломничеству в святые места; это живая Античность».

Тем временем, в Сирийской пустыне на подступах к Пальмире идут самые ожесточенные за последние дни боестолкновения, сообщает электронная версия газеты «Ас-Сафир». Сирийские войска пробились к Пальмире. В операции участвуют не только штурмовые группы правительственных войск, но и артиллерия, которая оказывают огневую поддержку с высот. По последней информации, бойцам спецназа удалось подойти вплотную к западным воротам города.

Материалы по теме
Просмотры: 6516
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Знакомьтесь, Томас Гейнсборо!
В Пушкинском музее впервые покажут большую выставку Томаса Гейнсборо из британских музеев в окружении произведений художников, которыми вдохновлялся английский классик.
02 декабря 2019
3
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
4
Картина Рубенса станет одним из топ-лотов на нью-йоркских торгах старых мастеров Sotheby's
Картина, изображающая Святое семейство в вечернем пейзаже, находилась в собственности манхэттенской семьи более 60 лет
02 декабря 2019
5
Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»
Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства.
03 декабря 2019
6
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
7
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
8
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
9
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
10
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru