The Art Newspaper Russia
Поиск

Не ВИП-зоной единой

Услуга арт-консалтинга — еще один способ сделать себе рекламу и привлечь внимание потенциальных клиентов. Времена, когда компании давали деньги в обмен на упоминание в приглашениях, прошли

Многие банки включили арт-консалтинг в число услуг для важных клиентов / Mary Turner/Getty Images

Многие банки включили арт-консалтинг в число услуг для важных клиентов / Mary Turner/Getty Images

В условиях высокой конкуренции частные банки начинают творчески использовать свой спонсорский статус на ярмарках искусства. В ноябре 2015 года на Artissima, главной художественной ярмарке Италии, ее спонсор банк UniCredit опробовал новый способ привлечения клиентов, предлагая всем желающим бесплатно воспользоваться услугами арт-консультанта.
«Мы расширяем бизнес и теперь помогаем новичкам ориентироваться в мире современного искусства, — говорит Доменико Филиппони, глава отдела арт-консалтинга UniCredit. — Разумеется, эта деятельность улучшает наш имидж на рынке». Он добавляет, что консультации бесплатны и банк не взимает никаких дополнительных комиссий с совершаемых по их результатам сделок. «Таким образом, наши клиенты могут быть уверены в том, что рекомендации, которые мы даем, независимы», — подчеркивает Филиппони.

Сотрудничество банков с художественными ярмарками — явление не новое. UBS стал партнером Art Basel 22 года назад, а Deutsche Bank и Frieze вместе уже 12 лет. С художественными ярмарками работает и целый ряд других частных банков по всему миру: Royal Bank of Canada (RBC) — партнер Masterpiece London, Credit Suisse — московской Cosmoscow, J.P.Morgan — американской Seattle Art Fair. Банки ABN AMRO и ING оказывают поддержку Европейской ярмарке старого искусства и модернизма (TEFAF) в Маастрихте (генеральный спонсор ярмарки — страховая компания Axa Art).

Выгоды такого партнерства очевидны: в обмен на финансовую поддержку банки могут обрести столь желанный культурный ореол, дополняющий их корпоративные художественные коллекции, и в то же время попасть в поле зрения новых и потенциально перспективных клиентов. Консультационные услуги в сфере искусства предлагают многие банки. К примеру, Deutsche Bank устраивает для своих клиентов экскурсии по Frieze под руководством собственных кураторов либо приглашенных искусствоведов. Во время экскурсии они могут знакомить клиентов с дилерами и рассказывать о представленном на стендах искусстве, но давать рекомендации относительно покупки им запрещено. Услуги такого рода предлагает своим клиентам и UBS.

Спонсоры постепенно начинают склоняться к более неординарным решениям. Так, на Masterpiece в Лондоне в июне прошлого года RBC ежедневно выбирал одну из представленных на ярмарке работ и выставлял ее в ВИП-зале для своих клиентов. «Времена, когда спонсоры давали деньги и взамен просили лишь упомянуть их на приглашениях, давно прошли», — говорит исполнительный директор ярмарки Нази Вазех. Аналогичные перемены в политике спонсоров художественных ярмарок отмечает и директор Art Basel Марк Шпиглер. «Когда-то им было достаточно логотипа и собственного ВИП-зала, но теперь у них появилось желание делать в художественном мире что-то свое», — сказал он на прошедшей в ноябре конференции Talking Galleries.

Можно ли считать появление этих дополнительных услуг вторжением на территорию независимых арт-консультантов? «У арт-консультантов есть свои постоянные клиенты, а предоставляемые ими услуги носят совсем иной характер, — говорит независимый арт-консультант Эриэн Левин Пайпер, ранее работавшая в UBS. — Как правило, они проводят с клиентами больше времени один на один. У банка могут быть тысячи частных клиентов, но при этом у него может не быть сотен консультантов».

Все представители банков спешат заверить, что они никогда не дают советов непосредственно по поводу инвестиций в искусство. На партнерские отношения между художественными ярмарками и спонсирующими их банками в 2008 году бросил тень скандал: тогда во Флориде против главы отдела по работе с состоятельными клиентами банка UBS было выдвинуто обвинение в том, что он содействовал американцам в сокрытии денежных средств на тайных счетах, находя новых клиентов прямо на Art Basel в Майами-Бич. (Позднее Налоговое управление США и правительство Швейцарии заключили сделку; судебный процесс был прекращен, и UBS остался спонсором ярмарки.)

Несмотря на появление нестандартных идей, ключевым элементом для банков по-прежнему остается развлечение. «Часы, проведенные на ярмарке, позволяют завязать более тесные связи, чем 45-минутная деловая встреча», — считает Эриэн Левин Пайпер. «Не стоит недооценивать значения шикарных ВИП-залов: они позволяют клиентам чувствовать себя исключительными», — подчеркивает организатор ярмарки Тим Этчеллс. По словам главы отдела внешних связей и брендинга UBS Губертуса Кюльпса, в собственном зале банка на Art Basel в Майами-Бич в декабре прошлого года демонстрировалось 30 работ из его корпоративной коллекции. Причем расходы на создание ВИП-зоны не вошли в семи­значную сумму, которую UBS потратил в качестве спонсора ярмарки.

Увы, банки, как и любые другие спонсоры, приходят и уходят. Так, не возобновил контракт Citi Private Bank, спонсировавший Art13. Lehman Brothers, в 2008 году ставший первым главным спонсором ArtHK (теперь это Art Basel в Гонконге), спустя всего четыре месяца после этого объявил о банкротстве.

Но, когда партнерство складывается удачно, довольны все стороны. «Дело не только в том, что ярмарка получает деньги. Тот факт, что ее ключевой спонсор — банк, повышает авторитет ярмарки в финансовых кругах, а банку открывает доступ в культурное сообщество», — поясняет Нази Вазех.

Просмотры: 5264
Популярные материалы
1
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
2
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
3
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
4
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
5
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
6
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
7
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
8
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
9
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
10
Гран-пале приглашает прогуляться по Помпеям
Иммерсивная выставка представляет археологические сокровища и новые открытия.
30 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru