The Art Newspaper Russia
Поиск

После реставрации открылся цирк Чинизелли

Сегодня в рамках IV Международного культурного форума состоялось официальное открытие после капитального ремонта и реставрации Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке.

Здание бывшего цирка Чинизелли, построенное в 1877 году по проекту архитектора Василия Кенеля, — объект культурного наследия регионального значения и важная ландшафтная доминанта городского центра. Это первый в России стационарный каменный цирк, при строительстве которого были использованы уникальные для того времени технологии. Например, новое техническое решение купола, когда вместо традиционного использования колонн для подпорки большого сферического пространства был применен способ, позволивший замкнуть круглую сферу диаметром 49,7 м без единой внутренней опоры. Принципиально новую ребристую конструкцию купола спроектировали инженер Отто Крель и архитектор Рудольф Бернгард.

В роскошном оформлении интерьера были использованы малиновый бархат, позолота, зеркала. Изначально места в партере были рассчитаны на 1,5 тыс. человек, а общая вместимость с учетом галерки составляла 5 тыс. зрителей. До революции зал поделили на четыре зоны — от мест для элиты у самой арены до стоячей галерки. В каждую из них вела своя лестница, а в зале зоны отделялись друг от друга расписными барьерами. Их устанавливали для того, чтобы покупатели дешевых билетов не могли перебраться на более дорогие места. Бедняки и богачи не пересекались даже в холле. Для галерки предусмотрен отдельный вход со стороны Фонтанки. Центральный живописный барьер теперь восстановлен в ходе реконструкции, его украсили цветочные гирлянды и медальоны с головами лошадей.

С 1919 года, когда цирк перешел в собственность государства, здание претерпело множество переделок, приведших к существенным утратам в его внешнем облике и интерьерах. В январе 2013 года художественным руководителем цирковой труппы назначили Вячеслава Полунина, а в июле 2014 года цирк закрылся для проведения масштабных работ по реставрации, капитальному ремонту, техническому перевооружению и приспособлению к современному использованию.

Специалисты проектного института ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (КБ ВиПС) провели комплексные научные исследования всего здания. Между прочим, они показали, что за годы интенсивной эксплуатации купол, расположенный над зрительным залом, износился физически самым что ни на есть естественным образом: покрытие купольной части в виде железобетонной оболочки, сделанное еще во время ремонта 1960-х годов, пересекли глубокие и опасные трещины. Именно поэтому исторический купол в процессе работ демонтировали.

После его обследования реставраторы приняли решение сохранить конструкции исторического купола в интерьере. Уникальный купол XIX века, одно из сложнейших инженерных решений того времени, — предмет охраны здания, и по закону демонтировать его нельзя. Новая дублирующая несущая структура купола, расположенная над историческим куполом, была согласована с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга.

Воссоздание купола и фонаря со шпилем (весом 489 кг) в исторических пропорциях проекта Василия Кенеля с опорой на несущий пояс стало одним из сложнейших этапов работ. Все они выполнялись с максимальным сохранением подлинных деталей. В ходе капитального ремонта также усилили фундаменты и несущие конструкции исторического здания.

Реставраторы КБ ВиПС проделали колоссальную работу по выявлению утраченного исторического и архитектурно-художественного облика, деталей интерьера. Они провели разборку позднего междуэтажного перекрытия Царской ложи и других наслоений советского периода. Теперь цирку Чинизелли возвращены первоначальные объемы и планировка, восстановлен декор фасада.

В помещениях центрального вестибюля, кассового зала и тамбура главного входа демонтированы поздние покрытия полов с воссозданием (разумеется, по сохранившимся иконографическим материалам) покрытия полов из метлахской плитки. Нынешний главный вестибюль после реставрации стал более парадным. Колонны вновь украсили кариатиды и атланты, утраченные в 1960-е. Их копии тоже изготавливали по фотографиям.

Кроме того, реставраторы обновили скульптуру «Искусство» из двух фигур с лирой, венчающую ризалит. Ее сломали еще при советской власти и воссоздали вновь в 2003 году. Но за последние 12 лет композиция снова практически рассыпалась, теперь же ее копию изготовили из стойких полимерных материалов.

Материалы по теме
Просмотры: 3663
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Знакомьтесь, Томас Гейнсборо!
В Пушкинском музее впервые покажут большую выставку Томаса Гейнсборо из британских музеев в окружении произведений художников, которыми вдохновлялся английский классик.
02 декабря 2019
3
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
4
Картина Рубенса станет одним из топ-лотов на нью-йоркских торгах старых мастеров Sotheby's
Картина, изображающая Святое семейство в вечернем пейзаже, находилась в собственности манхэттенской семьи более 60 лет
02 декабря 2019
5
Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»
Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства.
03 декабря 2019
6
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
7
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
8
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
9
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
10
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru