The Art Newspaper Russia
Поиск

Петров-Водкин попал в переплет вместе с последователями и учениками

Один из редких фотопортретов Кузьмы Петрова-Водкина времен преподавания в Петрограде / Галеев-галерея

Один из редких фотопортретов Кузьмы Петрова-Водкина времен преподавания в Петрограде / Галеев-галерея

В «Галеев-галерее» 10 декабря открылась выставка «Школа Кузьмы Петрова-Водкина», посвященная педагогической деятельности художника. Круг его последователей не менее важен и интересен, чем школы знаменитых коллег: Малевича, Матюшина, Филонова. Одновременно с ними Кузьма Петров-Водкин по-своему воспитывал художников новой формации, однако школа этого мастера куда менее изучена. И выставка в галерее Ильдара Галеева, а также опубликованный по этому случаю двухтомный труд фактически являются первыми попытками обобщения ее опыта.

Один из самых важных русских и советских художников, Кузьма Петров-Водкин преподавал больше двух десятков лет (1910–1932), воспитав в школе Елизаветы Званцевой, а затем в петроградской (ленинградской, многократно переформатированной и переименованной) Академии художеств сотни прямых и косвенных учеников.

Ученики художника, сами впоследствии мастера искусств, не всегда дорожили своими студенческими работами. Тем более важно реконструировать историю бытования школы по уцелевшим образцам. В основе экспозиции — биографии и произведения 1920-х годов 50 учеников Петрова-Водкина: Дмитриева, Самохвалова, Чупятова, Соколова, Эвенбах, Эфроса и других. Их работы предоставлены хранителями архивов художников, наследниками и частными коллекционерами.

Изданная «Галеев-галереей» двухтомная монография «Кузьма Петров-Водкин и его школа. Живопись, графика, сценография, книжный дизайн», хотя и выпущена к конкретной выставке, имеет самостоятельное историко-культурное значение. Детальное, скрупулезное, тщательно выверенное исследование под руководством Ильдара Галеева, в подготовке которого участвовало три десятка музеев (коллекции России и ближнего зарубежья, а также институции Америки и Европы) и ведущие специалисты по русскому искусству ХХ века, от Джона Боулта из Лос-Анджелеса до Мариники Бабаназаровой из узбекского Нукуса, определяет, что же это такое — «круг Петрова-Водкина». А параллели, проводимые некоторыми исследователями в текстах этой коллективной монографии с подобными виртуальными (и вполне конкретными) школами Казимира Малевича, Павла Филонова и Михаила Матюшина, позволяют понять главную амбицию двухтомника — проявить и предъявить миру еще одно законченное и самодостаточное коллективное явление в русском авангардном искусстве. Равном по значению общепризнанным ныне объединениям.

Эта кураторская задача в двухтомнике выполнена, даже слишком: огромное количество иконографического материала, а также новонайденных и приобщенных к делу документов и писем, факсимильно воспроизведенных вместе с репродукциями картин и графических листов, фотографий и воспоминаний являет миру оригинальный, изумительный мир учителя и его последователей.

Ведь метод Петрова-Водкина как художника и как педагога — в передаче странных искажений реальности, усвоенных учениками, самые последовательные из которых — это известные и пока не очень (большую часть второго тома составляют биографические очерки, распределенные по годам выпуска студентов из АХ) Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников, Рувим Фрумак, Борис Земенков и многие другие. И прежде всего неповторимые тонкости авторского стиля Петрова-Водкина, переданные им по эстафете единомышленникам. «Сферическая перспектива». Знаменитая «трехцветка». Система бинокулярного (в движении) пейзажа. Наклонные, «падающие композиции» интерьеров и натюрмортов, давным-давно ставших классикой. Не только в исполнении самого мастера.

10 декабря 2015 — 15 ноября 2016
«Галеев-галерея»

Материалы по теме
Просмотры: 8961
Популярные материалы
1
Археологи нашли под Вероной древнеримскую виллу, которую искали несколько десятилетий
Главным открытием стал прекрасно сохранившийся мозаичный пол виллы, построенной в III веке н.э. и скрытой под виноградником.
28 мая 2020
2
Сады в русской живописи
Представляем десять произведений, посвященных живописному цветению и науке садоводства.
27 мая 2020
3
На фасаде Пушкинского появится фото из «ИзоИзоляции»
Победитель челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook представил свои вариации на тему «Давида» Микеланджело.
27 мая 2020
4
В Вене открывается Альбертина Модерн
Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие.
25 мая 2020
5
Российские музеи откроются для посетителей не раньше середины июля
При этом сотрудники музеев в регионах с относительно благоприятной эпидемиологической обстановкой смогут приступить к работе в начале июня.
26 мая 2020
6
Александр Юликов: «Я согласен, что делаю медитативное искусство»
Классик русского современного искусства недавно получил грант-премию нью-йоркского фонда Barnett and Annalee Newman Foundation. Художник рассказал, что для него значит это признание и как он шел своим путем в абстракции.
26 мая 2020
7
Как Метрополитен-музей в пандемию увеличил число подписчиков в соцсетях на 200 тыс.
Мы поговорили с SMM-менеджером музея Клэр Ланье о стратегиях цифрового продвижения в эпоху COVID-19.
28 мая 2020
8
Дэвид Чипперфилд реновирует Центральный телеграф
Планируется, что работы начнутся в конце 2021 года и завершатся в начале 2024 года.
26 мая 2020
9
Пять садов современных русских художников
Художники, которые создали произведения из деревьев, цветов и прудов: на Плещеевом озере, в Подмосковье и на картофельном поле в Калужской области, во Франции и США.
29 мая 2020
10
Музеи Великобритании сливаются в соцсетях
Во время карантина музеи, галереи и библиотеки Великобритании создают сложную сеть культурных параллелей при помощи хештега #CollectionsUnited.
25 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru