The Art Newspaper Russia
Поиск

Товарный вагон современного искусства

В Рафаэлевском зале Академии художеств 27 ноября открылась выставка «Картина после живописи»

© Михаил Григорьев

© Михаил Григорьев

Несколько лет назад, с приходом Семена Михайловского на должность ректора, стал стремительно меняться не только весь Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, но и выставочные залы Научно-исследовательского музея Академии художеств. Тем не менее современное искусство по-прежнему крайне неохотно допускается в исторические стены, связанные с именами Брюллова, Репина, Чистякова, а также Соколова-Скаля, Непринцева и Мыльникова: Академия художеств, как и должно быть, сохраняет за собой славу консервативного оплота живописной манеры полуторавековой давности.

Художников, чье понимание живописи отличается от академического, в Петербурге гораздо больше, чем показано на выставке, где экспонируются работы менее чем 20 авторов. По первоначальному плану двух кураторов — известных художников Елены Губановой и Александра Дашевского — новая петербургская живопись вне академической традиции должна была быть представлена значительно большим количеством имен. Среди участников выставки — несколько выпускников Института имени Репина, в том числе Виталий Пушницкий, Алексей Кострома, Игорь Пестов, и двое преподавателей — Иван Говорков и Леонид Цхэ. К сожалению, дизайн экспозиции с трудом дает возможность увидеть даже выставленные работы: посередине просторного Рафаэлевского зала выстроили нечто вроде товарного вагона или загонов для современного искусства, где очень разные художники, среди которых много достойных живописцев, делят между собой небольшие комнатки.

Выставка в Академии художеств сделана под эгидой Северо-Западного филиала Государственного центра современного искусства вслед за репрезентативным показом петербургского искусства «Другая столица», прошедшим осенью 2013 года в Музее Москвы. Стоит заметить, что постановка темы «картина после живописи» сохраняет свою актуальность исключительно в отечественном искусстве, где так и не смогла утвердиться естественная для всего остального арт-мира равноправность медиа и стилей. В контексте Академии художеств она получает совершенно иной поворот: например, показанные произведения способны заострить вопрос о профессионализме в современном искусстве. За философскую интерпретацию темы отвечает статья известного петербургского искусствоведа Ивана Чечота под названием «„Картина“ и „живопись“ после живописи, или Как смотреть на вещи свободно», вошедшая в каталог.

В программе выставки предусмотрены специальные экскурсии с арт-медиаторами и круглый стол художников и критиков, который состоится 17 декабря.

Просмотры: 4987
Популярные материалы
1
Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении
Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве.
23 октября 2020
2
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
3
Картину Бэнкси продали за $10 млн в прямом эфире
Работа «Покажи мне Моне» Бэнкси продана на аукционе, который транслировали в прямом эфире по телевизору.
22 октября 2020
4
Одержимые печатью
Тиражная графика с точки зрения художников, технологов и зрителей.
23 октября 2020
5
Человек, которому доверял Фаберже
Каталог выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которая проходит в Музеях Кремля, основательно вписывает в историю отечественного искусства еще одну немецкую фамилию.
23 октября 2020
6
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
7
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
8
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
9
Издана полная история Вестминстерского аббатства
Издатели снабдили книгу глоссарием по храмовой архитектуре, а также подробными примечаниями и исчерпывающей библиографией.
23 октября 2020
10
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru