The Art Newspaper Russia
Поиск

Три выставки недели

Метаморфозы реализма XXI века в Русском музее, городские пейзажи Никиты Макарова в усадьбе Муравьевых-Апостолов, персональная выставка Димитрия Семакова в Московском музее современного искусства

Никита Макаров. Ветреный день. Набережная Орфевр. 2014. Левкас, темпера, акрил.

Никита Макаров. Ветреный день. Набережная Орфевр. 2014. Левкас, темпера, акрил.

Выставка, посвященная реализму в ХХI веке, открывшаяся в Государственном Русском музее, скорее попытка угадать, в каком направлении будет двигаться один из магистральных стилей в отечественном искусстве, чем уже сложившаяся картина настоящего — новое тысячелетие стартовало недавно. «Наши представления еще потребуют многократной перезагрузки», — уточняет куратор проекта Любовь Шакирова. Тем более что и понятие «реализм» давно утратило четкие границы: реализмов сегодня много, и они разные. В том, насколько разные, можно воочию убедиться, пройдясь по экспозиции с работами художников, в большинстве своем вышедших на арт-сцену в 1990-е годы и позднее. Это и пародийный соцреализм тандема Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, и неоакадемизм Тимура Новикова, и суровая монументальность напоминающих фресковую живопись полотен Ильи Гапонова и Кирилла Котешова. Там же «Человеческий проект» Керима Рагимова — попытка остановить мгновения многократно ускорившейся жизни, зафиксировав их на холсте маслом. В «Рекламной конструкции» Павла Отдельнова та же тема быстротечности времени, символом которой становится автострада с нависшими над ней рекламными щитами. Однако, в какой бы эстетике ни работали представленные художники, уже можно уверенно заявить: потенциал реализма далеко не исчерпан. «Россия. Реализм. ХХI век» открыта до конца января.


Персональная выставка Димитрия Семакова «Структуры времени» в Московском музее современного искусства впервые в одном пространстве объединила главные живописные серии известного художника, создаваемые им на протяжении последних 30 лет в разных странах и городах мира. В экспозицию также включены его новые картины, скульптуры и инсталляции. Основная тема работ Семакова — экспрессивных, эмоционально вибрирующих — архитектура, но не сама по себе, а как некий многозначный символ ушедших эпох, культур и цивилизаций и в конечном счете категории времени как такового. Об этом и названия четырех разделов экспозиции, занявшей четыре этажа музейного пространства: «Врата: возвращение», «Башни: поиск», «Арки: соединение», «Свет: торжество». Своими впечатлениями от встроенных в каждый из этих контекстов картин зрители могут поделиться непосредственно с их автором в социальных сетях, используя хештег или инстаграм-страницу художника. До 6 декабря.


Выставка с интригующим названием «География воздуха» в московском доме-музее «Усадьба Муравьевых-Апостолов» представляет около 40 новых работ живописца, члена-корреспондента Российской академии художеств Никиты Макарова. Если говорить о географии, то она на этой выставке присутствует зримо: городские и архитектурные пейзажи Макарова написаны главным образом в Италии и Франции. Что же касается воздуха, тоже включенного в название проекта, — его в этих легких прозрачных ведутах, продолжающих европейские традиции жанра, тоже более чем достаточно. Работая по старинке темперой на доске, используя вместо мазков точки и штрихи, напоминающие рукотворные пиксели, Макаров постепенно воссоздает увлекший его вид, погружая его в зыбкое, как кружево, и легкое, как дуновение ветра, воздушное пространство. В результате возникают образы, с одной стороны, увиденные глазом нашего современника, с другой — пронизанные ностальгией по ушедшей культуре старой Европы. До 12 декабря.

11.11 — 31.01
Материалы по теме
Просмотры: 4461
Популярные материалы
1
Выставки зимы, которые дождались нас после локдауна
Напоминаем, куда в Москве стоит отправиться всем, кто соскучился по музейным выставкам.
21 января 2021
2
Арт-рынок на перепутье между старыми и новыми именами
Сможет ли портрет Боттичелли, выставленный на торги за $80 млн, стимулировать спрос в верхнем сегменте рынка? Или первенство останется за современным искусством и новыми именами?
19 января 2021
3
Не ведитесь: фейковые новости о музеях
Самые шокирующие, глупые и смешные художественные фейкньюс последних лет.
22 января 2021
4
Искусство в галереях
Самое время со всеми мерами предосторожности прогуляться по новым, только что открывшимся выставкам в московских галереях. Представляем проекты, которые стоит посмотреть.
20 января 2021
5
Спектакль «Семь дней в совриске» стоит выеденного банана
Такое событие, как новый спектакль «7 дней в совриске» в Театре наций, мы не могли пропустить — хотя бы потому, что в этой сатире на современное русское искусство звучит и название нашей газеты. Главный редактор Милена Орлова делится впечатлениями.
18 января 2021
6
Неизданная обложка комикса о Тинтине продана за рекордные €3,2 млн
Организация, управляющая наследием Эрже, раскритиковала продажу рисунка с Тинтином для обложки альбома «Голубой лотос» 1936 года.
18 января 2021
7
Выставка «Невинные шалости. #Технорококо» проходит в галерее JART
В московской галерее JART открылась выставка молодого художника Владимира Карташова «Невинные шалости. #Технорококо. Праздник — стиль — манифест». Куратором этого проекта на стыке искусства и театра выступил Сергей Хачатуров.
18 января 2021
8
В Третьяковке показывают Фалька, каким он был
Выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее — первая и долгожданная большая ретроспектива классика отечественного искусства. Она дает возможность увидеть, как менялся художник, и по-настоящему понять его.
22 января 2021
9
Стеклянный занавес
Основатель и многолетний главный редактор газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс рассказала Russian Art Focus, что нужно делать российским художникам, чтобы прославиться за рубежом.
19 января 2021
10
Google Arts & Culture запустил проект о сокровищах Египта
Создатели новой онлайн-платформы стремятся рассказать об объектах, традиционно являющихся предметом научного изучения, в доступной и интересной форме.
19 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru