18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реализмов сегодня много. Но в будущее возьмут не всех

Название выставки в Государственном Русском музее пародийно: веку от горшка два вершка, а ему посвящают специальный проект. Да еще говоря от лица всего реализма. Поэтому Любовь Шакирова, куратор выставки и автор вступительной статьи в альбоме, изданном по случаю ее открытия, сразу оговаривает: «Все номинации и приоритеты носят временный, рабочий характер. Наши представления еще потребуют многократной перезагрузки».

Тем более что само понятие «реализм» в постсоветском художественном пространстве утратило четкие границы: реализмов сегодня много. Скорее всего, здесь более чем уместен бессмертный кабаковский вопрос, кого возьмут в будущее. Куратор в своем проекте осторожно набрасывает ареал своего исследования. Речь идет о художниках от 30 до 50 лет, в большинстве своем вышедших на арт-сцену в 1990‑е и позднее. Они работают в координатах, заданных тотальным стебом Виноградова — Дубосарского и неоакадемической мифологией Тимура Новикова, то ли серьезной, то ли пародийной. Точнее говоря, трудятся над преодолением этой заданности. Монументальные портреты шахтеров, созданные Ильей Гапоновым и Кириллом Котешовым с помощью кузбасслака, меньше всего похожи на возвращение соцреалистической мифологии. Нет в этих персонажах героизма. Многосерийный Человеческий проект Керима Рагимова — попытка остановить мгновения, мелькающие с быстротой неразличимости, будь то экран монитора или страница журнала. И воспроизвести их в технике «холст, масло». Вопрос в том, угадал ли художник, остановив выбор на людях в масках горилл или на персонажах без масок, но с оружием в руках. Серия Таисии Коротковой Закрытая Россия, руины советской военно-промышленной цивилизации, рухнувшей под тяжестью собственной мощи, выглядит сегодня актуальным предупреждением. Три девочки, которые играют на асфальте убогой детской площадки среди недостроенных многоэтажек на картине Марии Сафоновой Классики, скромно одеты в одинаковые белые платьица и светло-коричневые сандалии. Кто бы из них ни был успешен в игре, вряд ли они сильно преуспеют в жизни. На ту же тему картина Павла Отдельнова Рекламная конструкция. На столбе закреплены два щита с мощной подсветкой. Но выбранный ракурс — вид снизу, из дорожной пыли, по которой проносятся автомобили. Только их владельцам реклама и предназначена.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+