The Art Newspaper Russia
Поиск

Реализмов сегодня много. Но в будущее возьмут не всех

Название выставки в Государственном Русском музее пародийно: веку от горшка два вершка, а ему посвящают специальный проект. Да еще говоря от лица всего реализма. Поэтому Любовь Шакирова, куратор выставки и автор вступительной статьи в альбоме, изданном по случаю ее открытия, сразу оговаривает: «Все номинации и приоритеты носят временный, рабочий характер. Наши представления еще потребуют многократной перезагрузки».

Тем более что само понятие «реализм» в постсоветском художественном пространстве утратило четкие границы: реализмов сегодня много. Скорее всего, здесь более чем уместен бессмертный кабаковский вопрос, кого возьмут в будущее. Куратор в своем проекте осторожно набрасывает ареал своего исследования. Речь идет о художниках от 30 до 50 лет, в большинстве своем вышедших на арт-сцену в 1990‑е и позднее. Они работают в координатах, заданных тотальным стебом Виноградова — Дубосарского и неоакадемической мифологией Тимура Новикова, то ли серьезной, то ли пародийной. Точнее говоря, трудятся над преодолением этой заданности. Монументальные портреты шахтеров, созданные Ильей Гапоновым и Кириллом Котешовым с помощью кузбасслака, меньше всего похожи на возвращение соцреалистической мифологии. Нет в этих персонажах героизма. Многосерийный Человеческий проект Керима Рагимова — попытка остановить мгновения, мелькающие с быстротой неразличимости, будь то экран монитора или страница журнала. И воспроизвести их в технике «холст, масло». Вопрос в том, угадал ли художник, остановив выбор на людях в масках горилл или на персонажах без масок, но с оружием в руках. Серия Таисии Коротковой Закрытая Россия, руины советской военно-промышленной цивилизации, рухнувшей под тяжестью собственной мощи, выглядит сегодня актуальным предупреждением. Три девочки, которые играют на асфальте убогой детской площадки среди недостроенных многоэтажек на картине Марии Сафоновой Классики, скромно одеты в одинаковые белые платьица и светло-коричневые сандалии. Кто бы из них ни был успешен в игре, вряд ли они сильно преуспеют в жизни. На ту же тему картина Павла Отдельнова Рекламная конструкция. На столбе закреплены два щита с мощной подсветкой. Но выбранный ракурс — вид снизу, из дорожной пыли, по которой проносятся автомобили. Только их владельцам реклама и предназначена.

11.11 — 31.01
Материалы по теме
Просмотры: 4837
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
6
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
9
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
10
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru