18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

За Григорьева отвечают Сапунов и Кустодиев

В Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга 2 ноября продолжилось слушание дела о поддельной работе Бориса Григорьева «В ресторане», обвиняемой по которому проходит искусствовед Елена Баснер.

Заседание началось с приобщения к материалам уголовного процесса документов из гражданского дела 2011 года, ответчиком по которому выступал издатель Леонид Шумаков, истцом — коллекционер Андрей Васильев, а третьим лицом — Елена Баснер. Тогда Васильев просил признать сделку 2009 года по приобретению картины «В ресторане» незаконной как совершенную под влиянием заблуждения и требовал взыскать с Шумакова $250 тыс. Однако Васильев, обратившийся в суд более двух лет спустя, не предоставил надлежащих доказательств того, что был введен в заблуждение, и в иске было отказано за истечением сроков давности; также была отклонена апелляционная жалоба.

Продолжавшееся три часа заседание по инициативе стороны обвинения было посвящено изучению содержимого системных блоков двух компьютеров Елены Баснер. В них — материалы к экспертизам, которые делала Елена Баснер в качестве сотрудника аукционного дома Bukowskis: фотографии картин, рабочие планы, черновики заключений. За многие годы искусствовед собрала огромный электронный архив иллюстративного материала — старые газеты, журналы, каталоги: всего в компьютере нашлось 507 (не считая вложенных) папок с фотографиями, сделанными самой Баснер или по ее просьбе. В их числе и «Мой журнал для немногих» Александра Бурцева — наиболее полный прижизненный источник по творчеству Бориса Григорьева. В компьютерах были найдены также многочисленные фотографии произведений Григорьева, сделанные Баснер в Государственной Третьяковской галерее, Псковском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и частном собрании, где в 2011–2012 годах она искала подтверждения своему убеждению в подлинности принесенной ей работы «В ресторане». Про фото «Парижского кафе» из собрания Государственного Русского музея, которое в августе 2011 года ей принес Андрей Крусанов, Елена Баснер сказала: «Я всегда обращала внимание на этот розовый мазок, заходящий на перчатку».

В 2007 году Баснер в качестве эксперта аукционного дома на уровне знаточеского анализа, позднее подтвержденного радиологическим исследованием, дала отрицательное заключение о подлинности работы «Мальчик» за авторством Григорьева. «Мальчик» происходил из стокгольмской коллекции Владимира Белевича — его в начале 2007 года тогдашний владелец аукционного дома Густаффсон представил Баснер как одного из своих клиентов. Из того же источника происходила работа Николая Сапунова «Театр»; Елена Баснер ошибочно признала ее подлинной на основании визуального анализа и признает свою ошибку. Работа с сертификатом была продана с аукциона в Стокгольме московскому коллекционеру Марии Юсуповой, затем химический анализ показал наличие фтолоцианиновых пигментов, появившихся в конце 1930-х годов. Позднее схожая композиция, атрибутированная Сергею Судейкину, была найдена Еленой Баснер в каталоге собрания Петра Авена. В апреле 2009 года в Петербурге эксперту принесли работу Николая Калмакова 1908 года в очень плохой сохранности — под названием «Похищение» она была воспроизведена в журнале «Солнце России», что позволило дать положительное заключение. Всего за время работы Еленой Баснер было выполнено несколько десятков экспертных заключений.

Как эмоционально выразилась судья, Судейкин, Сапунов, Калмаков «к нашей истории отношения не имеют» и из уважения к участникам процесса она вынуждена терпеть, пока сторона обвинения не предъявит свои доводы. Пострадавший Андрей Васильев в вопросах, обращенных к Елене Баснер, делал сложные обвинительные умозаключения и в результате сам был вынужден отвечать на серию вопросов одного из адвокатов Баснер Марины Яниной.

«Мы находимся в папке „Лена“», — сказал прокурор, открывая файлы на втором компьютере подсудимой, где был найден текст экспертного заключения 2007 года, признающего подлинность работы Бориса Кустодиева «Осень», позднее вошедшей в каталог подделок, изданный Росохранкультурой. Елена Баснер была растеряна: раньше она утверждала, что не занималась работой Кустодиева, поэтому появление такого заключения не смогла пояснить.

В финале заседания сторона обвинения предъявила выписку из ЕГРЮЛ, согласно которой Владимир Белевич является одним из учредителей занимающегося оптовой торговлей ООО «МТБ», а среди соучредителей встречается имя Муслима Сабирова, который приносил работу «В ресторане» на экспертизу в Центр Грабаря в 2009 году. По мнению обвинения, это обстоятельство связывает всех лиц в данном деле, но судья отказалась приобщить документ: с такой мотивировкой его невозможно отнести к предмету доказывания. Надо напомнить, что Елена Баснер не знает Сабирова, который до сих пор не был найден и допрошен.

Рассмотрение дела продолжится 11 ноября: процесс набрал уверенный темп, и ближайшие слушания будут проходить каждую неделю.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+