В часы перед открытием своей новой галереи в Голливуде Бенедикт Ташен инспектирует выставленные произведения искусства и что-то поправляет. Даже когда в зал устремляется поток знаменитостей — Арнольд Шварценеггер, Стивен Тайлер, Памела Андерсон, Джек Николсон, Дэвид Лашапель, чтобы посмотреть фотографии Rolling Stones, сделанные Дэвидом Бейли, БТ (как зовут Ташена в его окружении) не перестает осматривать выставленные работы. Его неизменное стремление к совершенству проявляется здесь в полной мере.
Галерея Taschen — почти 600 кв. м в доме середины прошлого века — открылась в конце 2014 года. Это последнее на сегодняшний день предприятие БТ. Родившийся в Германии в 1961 году книгоиздатель, коллекционер, провокатор и фантазер поселился в Лос-Анджелесе 20 лет назад. БТ и его одноименное издательство восхищают книгами по искусству, охватывающими все возможные определения понятия «арт». В то время как издательский мир шатается и мощные издательства переходят на цифровой формат, Ташен бежит в противоположном направлении. Его 35-летняя компания растет и даже ускоряет производство роскошных печатных изданий. В компании витает дух старого мира, дух цеха печатников XVIII столетия, а не всемирной издательской империи.
Благодаря современным средствам связи коллектив редакторов, авторов и дизайнеров разбросан по всему миру, эти люди собираются вместе, когда начинается новый проект, они едут в те города, где находится их босс (часто это Лос-Анджелес, Берлин и Кельн). Физическое нахождение БТ можно определить через невидимый поток межсетевого взаимодействия. Организационной структуры не существует. Люди собираются, ищут бумагу, издают текст, отыскивают переплетчиков — и, как по волшебству (иногда так кажется), выходят книги.
Многие из близких БТ носят фамилию Ташен. Старшая дочь Бенедикта Марлен живет в Италии и является директором нового бизнеса, Шарлотта помогает руководить галереей Taschen, а сын Бенедикт основал собственную временную галерею. Ближайший партнер БТ — супруга, филантроп Лорен Ташен. Дом БТ и Лорен находится в Лос-Анджелесе, он похож на летающую тарелку (создан по проекту Джона Лотнера в 1960 году) и очень напоминает «Фабрику» Уорхола. Здесь калейдоскоп людей: помощник приносит макеты новых книг; гостящие тут художники плавают в бассейне (это место, где можно находиться без одежды); режиссер Вернер Херцог устроился в углу и рассказывает о случаях клинической смерти, которые он пережил в детстве. Среди этой суматохи сам БТ с какой-то одержимостью сосредоточенно рассматривает шрифты новой книги. Возможно, вся эта суета способствует его продуктивности. Поскольку он лично участвует в каждом проекте, вы можете быть уверены, что каждая книга издательства Taschen прошла его контроль. Прогресс дела зависит от его марафонских способностей, а марафон иногда длится всю ночь.
Личная коллекция БТ — одна из самых почитаемых в мире. Так же, как и в книгах, его главные условия — «интригующее» и «подлинное». Рыночная цена и инвестиционный потенциал вторичны. Однако именно благодаря его влиянию как законодателя вкуса многие художники из его любимцев становятся широко известными. В мае две работы Мартина Киппенбергера и Джеффа Кунса, которых он собирал с 1980-х годов, были проданы на Christie’s в сумме за более $27 млн.
Что же дальше? БТ начинает строительство «ранчо искусств» площадью более 80 га в Малибу по проекту Хорхе Пардо. Его подбор людей, особо сформированное сообщество, безусловно, приживется в арт-мире. Его странная и чудесная вселенная обретает особый смысл в избранном им городе.