The Art Newspaper Russia
Поиск

Три самые интересные выставки недели

Юбилейная ретроспектива Валентина Серова в Третьяковской галерее, «Истории русского балета» в ВМДПНИ, инсталляция «Ветрувианский человек» Александра Пономарева в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Александр Пономарёв. Ветрувианский человек

Александр Пономарёв. Ветрувианский человек

Валентин Серов (1865–1911) — одна из главных, если не ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX–XX веков, и каждая его выставка, посвященная ли одному жанру в его наследии или юбилейная, как нынешняя в Государственной Третьяковской галерее, — это всегда большое событие. И хотя экспозиция в Третьяковке, в отличие от недавней выставки в Русском музее (тоже юбилейной, но без портретного жанра мастера), выстроена вполне традиционно — здесь и хрестоматийные его портреты, и пейзажи, и театральные эскизы, — она позволяет вновь, уже в который раз, оценить огромный масштаб личности классика. Тем более что, в отличие от предыдущих монографических выставок в стенах музея — 1991 года и графической 2011-го, — ее состав впечатляюще расширен. Не в последнюю очередь за счет работ, которые хранятся за пределами России, как, например, портрет Марии Акимовой (1908) из Национальной галереи Армении (Серов его очень ценил) или занавес к «Шахерезаде» 1911 года, долгие годы остававшийся у Сергея Дягилева, а после попавший в собрание Ростроповича — Вишневской и предоставленный на выставку их наследниками. До 17 января.


Кажется, что про русский балет сказано уже все. Но масштабная выставка «Истории русского балета», открывшаяся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, предлагает зрителю увидеть его в новом ракурсе — через другие виды искусства. Для большинства ее посетителей станут настоящим открытием многие представленные здесь произведения, которые прислали ведущие московские музеи. В первую очередь это, несомненно, скульптурные образы в бронзе великих русских балерин Галины Улановой и Майи Плисецкой. Автор этих монументальных творений — замечательный отечественный скульптор Елена Янсон-Манизер (1890–1971), которой принадлежит, в частности, оформление станций метро «Динамо» и «Добрынинская» Московского метрополитена, целый ряд скульптурных произведений на тему спорта. Широко и разнообразно представлены живописные и графические эскизы декораций к знаменитым балетным постановкам, в частности к «Русским сезонам» Сергея Дягилева в исполнении ведущих мастеров первой половины ХХ века — Леона Бакста, Наталии Гончаровой, Сергея Ларионова. Не менее значимую часть рассказа о балете в смежных видах искусства составляет уникальный фарфор из собрания самого ВМДПНИ — с изображением знаменитых русских балерин в сценических образах, выполненный по эскизам Веры Мухиной, Елены Янсон-Манизер и Натальи Данько. До 8 ноября.


Александр Пономарев — художник с международным именем, его монументальные интерактивные инсталляции на вечные темы взаимоотношений человека и природных стихий выставляли крупнейшие мировые художественные институции и площадки, такие как Венецианская биеннале современного искусства, Центр Жоржа Помпиду и Лувр. Теперь пришла очередь Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, который в рамках Шестой Московской биеннале представляет один из самых известных проектов Пономарева — «Ветрувианский человек» (от слова «ветер»). Его лейтмотивом стал перформанс художника в Арктике, где в позе витрувианского человека Леонардо да Винчи он устроился в специально построенной им конструкции — копии ветроуказателя («колдуна», как его называют моряки) на носу корабля, паря навстречу ветрам, постоянно меняющим свое направление. Во дворике перед главным входом в музей посетителей встречает эффектная инсталляция художника из шести сконструированных им ветроуказателей. Их красно-синие полосы вторят классической колоннаде музейного фасада, в то же время раскрывая ее навстречу стихии ветров. Внутри же музея в зале слепков Микеланджело разместилась видеодокументация этого перформанса в окружении рисунков самого Пономарева и, в пандан к «четырем ветрам», графических листов четырех великих мастеров четырех разных эпох: Альбрехта Дюрера, Джованни Пиранези, Кацусики Хокусая и Анри Матисса. До 1 ноября.

07.10 — 30.01
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Материалы по теме
Просмотры: 3039
Популярные материалы
1
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
2
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
3
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
4
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
5
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
6
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
7
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
8
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
9
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
10
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru