The Art Newspaper Russia
Поиск

Ярмарка эпохи великого переселения

В Вене открылась ярмарка современного искусства, известная ранее как Viennafair. Теперь у нее новое название — Viennacontemporary, новое место проведения — Marx Halle, новая географическая пропорция галерей. Фактически это новая ярмарка. Опознать ее можно по прежней команде во главе с председателем правления ярмарки Дмитрием Аксеновым (лауреатом премии нашей газеты 2013 года в номинации «Личный вклад»).

Ярмарка не просто поменяла название, а отпочковалась от Viennafair, которая продолжает существовать и пройдет на старом месте в выставочном комплексе Messe буквально через неделю. Как объяснил Дмитрий Аксенов в интервью TANR, главной причиной «развода» (впрочем, полюбовного) стало то, что акционеры Messe не могли заранее гарантировать точные сроки проведения ярмарки, они все время сдвигались, а на фоне жесткой конкуренции европейских ярмарок, когда нужно не совпасть с Frieze или FIAC, долгосрочное планирование имеет принципиальное значение.

В результате Viennacontemporary обосновалась в новом, очень красивом пространстве — в здании промышленной архитектуры конца XIX века с высокими стеклянными сводами — и стала просторнее. Еще и потому, что количество галерей сократилось с 130 в прошлом году до 99 (из 25 стран) в этом.

«У нас было слишком много галерей из Восточной Европы, — говорит арт-директор ярмарки Кристина Штейнбрехер-Пфандт. — Сейчас мы достигли пропорции, к которой всегда стремились: одна треть — местные австрийские галереи, одна треть — галереи из Восточной Европы и одна треть — остальной мир». Сокращение участников произошло и по эстетическим причинам: у ярмарки есть экспертный совет, состоящий в основном из видных австрийских галеристов, который забраковал некоторых прежних участников. Зато появились новые — целых 25. Из Парижа, Лондона, Кельна, Копенгагена, Варшавы и Москвы. Как, например, галерея Iragui. Или совсем молодая российская галерея triangle. Три стенки своего бокса галерея отдала трем художникам: Валерию Чтаку, Георгию Острецову и Людмиле Константиновой (самое дорогое тут — картина Острецова за €35 тыс.).

Viennacontemporary — одна из немногих зарубежных ярмарок, где наши соотечественники представлены если не полно, то достаточно репрезентативно. Заметный стенд у московской «Риджины» с известной фотосерией 1995 года «Если бы немцем был я» Бориса Михайлова и Сергея Браткова (за €95 тыс.). Как уверяет хозяин галереи Владимир Овчаренко, это чуть ли не единственный полностью сохранившийся набор из ограниченного тиража — пара десятков постановочных снимков, где сами авторы выступают в главных ролях. Красивый стенд у московской галереи «Триумф» с рельефами группы Recycle Group, Александра Бродского и картинами Таисии Коротковой, исповедующей старинные приемы живописи — темперой по левкасу (одна из таких картин оценена в €25 тыс.).

Такие цены на общем демократичном фоне ярмарки выглядят внушительно. Так как Viennacontemporary специализируется на молодых, современных или не слишком раскрученных художниках из не самых развитых в смысле арт-сцены стран, то «входной взнос» для того, чтобы стать коллекционером, тут совсем невысок. Например, симпатичные рисунки студентов Венского университета прикладных искусств (в этом году у него отдельный стенд) можно купить за пару сотен евро, а живопись на стенде венского галериста Ханса Кнолля, много работавшего и в России, начинается от €1 тыс.

Это вовсе не значит, что на ярмарке нет звезд. Тут можно встретить работы как австрийских классиков — Вали Экспорт и Германа Нитча, что естественно, — так и работы интернациональных звезд, что тоже естественно: и Марины Абрамович, и Энди Уорхола, и Денниса Оппенгейма, и Ванессы Бикрофт, — но часто это произведения той поры, когда они сами были начинающими (скажем, на фото 1975 года в не слишком ухоженной лохматой девице трудно узнать нынешнюю диву Марину Абрамович). Известный эффектнейшими видеоинсталляциями на городских фасадах Плесси поозорничал, украсив стенд венской галереи Mario Mauroner тремя гигантскими ржавыми унитазами, заставив публику каждый раз вздрагивать от звуков, как из уборной коммуналки (воду в толчках изображает мастерская видеопроекция).

Осмотр ярмарки напоминает приключение, в результате которого можно обнаружить много любопытного. Будь то работы учителя такого художника, как Аниш Капур, Пола Негу, в 1970 году сбежавшего из родного Бухареста в Лондон, на стенде румынской галереи с простым названием «Иван» или скромный сентиментальный стенд галереи Window из Тбилиси с работами грузинских художников эпохи перестройки, когда-то популярных и в Москве. У галереи нет своего пространства, признается галерист Ирена Попиашвили, по совместительству ректор Академии художеств, — есть только витрина в здании на проспекте Руставели, отсюда и название галереи. Сюрпризом выглядит и стена с карандашной раскадровкой эйзенштейновского «Броненосца „Потемкин“». Автор — осевший в Вене молодой болгарин Нестор Ковачев. «Я перемонтировал фильм Эйзенштейна, теперь у него хороший конец», — рассказывает он. Это киноведческое произведение стоит €35 тыс.

Подробнее знакомит с болгарской художественной сценой традиционный для ярмарки Focus, на этот раз посвященный Болгарии. «Мы поставили художникам задачу сделать работы, которые можно повесить на стену, а это, вы знаете, нелегко», — рассказывает Яра Бубнова, выступившая вместе с Веселой Ножаровой при поддержке разных частных фондов куратором проекта, представляющего около двух десятков художников. Но станковые работы затмил отдельно стоящий объект — бар «Болгария» Недко Солакова. Это настоящий бар, активно использовавшийся во время вернисажа, чья стойка повторяет очертаниями силуэт Болгарии на карте. «Очень символическая вещь: на перекрестке культур Болгария играет роль понимающего бармена, который выслушивает чужие истории», — иронизирует Яра Бубнова.

Узнать новые имена помогают и два специальных раздела ярмарки: Reflections, то есть «отражения», — кураторские выставки (в этом разделе, например, участвует берлинец Фолькер Диль с неожиданной ретроспективой киевского минимализма или такой коммерческий тяжеловес, как галерея Thaddaeus Ropac, работающая с международными звездами первого ряда и в этот раз сделавшая выбор в пользу Имрана Куреши с его картинами (€95 тыс.), как будто писанными кровью), и Zona1, где 12 галерей показывают мини-персоналки молодых. Именно в этой зоне быстрее всего появились в день открытия красные кружочки «продано».

Ярмарка особенно гордится своей ВИП-программой для коллекционеров, включающей экскурсии по музеям и визиты в частные коллекции. Так, в этом году на многих произвело впечатление посещение закрытого для публики Rasumofsky Palais, дворца графа Разумовского эпохи Венского конгресса. Нынешний хозяин этого дворца коллекционер Антонис Стахель ошарашил гостей выставкой огромных фотопортретов беженцев из Сенегала, расположенной в наипараднейших залах. «Мы должны думать о тех, кто сегодня бедствует, кому нужна помощь», — сказал он. Гости-коллекционеры согласно закивали. И стало понятно, что искусство из не слишком благополучных уголков мира сможет найти в Вене покровителей, как уже нашли их сенегальские беженцы в коллекции дворца, старушки из российских деревень и мальчики-сироты из наших детских домов (с фотографий Анастасии Хорошиловой).

Материалы по теме
Просмотры: 2766
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
5
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
6
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
7
Beat Film Festival покажет фильмы об искусстве
Показы пяти документальных картин пройдут в летнем кинотеатре музея «Гараж» с 1 по 10 июня. Среди них — нашумевшие ленты Аньес Варда и художника JR, Натаниеля Кана и других.
19 апреля 2018
8
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
9
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
10
Утром — деньги, вечером — Харинг?
Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил.
24 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru