The Art Newspaper Russia
Поиск

Два полюса «Надежды»

Художники исследуют феномен российских индустриальных городов

Фото: организаторы выставки

Фото: организаторы выставки

Трехгорная мануфактура — новое и вместе с тем привычное, как всякое промышленное пространство, место для современного искусства в центре Москвы. В рамках спецпроектов биеннале здесь открылась выставка «Надежда», организованная по инициативе Австрийского культурного форума и его директора Симона Мраза, который стал автором концепции и выступил одним из кураторов проекта. Большая группа российских и зарубежных художников — всего 20 человек из шести стран — исследует феномен индустриальных городов. Как и открывшаяся недавно в Манеже «Своя земля/Чужая территория», выставка «Надежда» развивает, таким образом, геополитическую тему, заявленную в названии основного проекта Московской биеннале.

Художники посетили семь городов: Выкса, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Магнитогорск, Нижний Новгород, Норильск, которые развивались в советское время как центры индустрии, будь то текстильная промышленность или тяжелая металлургия.  Название проекта явно отсылает к хорошо знакомой песне Александры Пахмутовой в исполнении Анны Герман, сам концепт «надежды» сделал за последние 50 лет идеологический оборот, при этом не совсем лишившись романтики, заложенной в него изначально. Логика экспозиции развивается между двумя полюсами, обозначенными двумя значительными скульптурными объектами — Ирины Кориной на авансцене выставочного пространства и Дмитрия Каварги в его глубине. Первый, выполненный, как всегда у Кориной, из подручных, дешевых материалов вроде профнастила, рождает ассоциации с советской монументальной пластикой конца 1960-х (равно как и острое желание немедленно выставить рядом пионерский почетный караул), при этом оказывается странно близок стилистике ар-деко. Второй — характерная для Каварги биоформа, руинированная и разъеденная сочащейся из нее ядовито-зеленой и алой жидкостями. Так символически поданы начало и конец надежды. Чтобы пройти между этими двумя полюсами «Надежды», зрителю надо совершить путь по коридорам и череде комнат, которые занимают фотографии Игоря Мухина, Юрия Пальмина, Елены Чернышовой, Сергея Сапожникова, Никиты Шохова. Привлекает экспозиционный дизайн выставки (архитектор Дарья Парамонова): все фотографы получили по комнатке со стандартными потолками в 2,5 м.

Феномен индустриальных городов, или же моногородов, не исключительно советский, однако благодаря причудам государственного планирования отечественная социальная реальность приобрела так хорошо узнаваемые всеми интонации. На огромных пространствах страны люди не только приобретают навыки выживания, но и образуют новые горизонтальные социальные связи, возможно мало проанализированные социологами, но зафиксированные художниками. Какие-нибудь Магнитогорск или Выкса по силе изобразительного материала вполне способны встать вровень с Детройтом, но именно у российского автора и зрителя эта богатая фактура отзывается лиризмом и способна рождать надежду.

Просмотры: 2169
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
3
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
4
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
5
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
6
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru