The Art Newspaper Russia
Поиск

Два полюса «Надежды»

Художники исследуют феномен российских индустриальных городов

Фото: организаторы выставки

Фото: организаторы выставки

Трехгорная мануфактура — новое и вместе с тем привычное, как всякое промышленное пространство, место для современного искусства в центре Москвы. В рамках спецпроектов биеннале здесь открылась выставка «Надежда», организованная по инициативе Австрийского культурного форума и его директора Симона Мраза, который стал автором концепции и выступил одним из кураторов проекта. Большая группа российских и зарубежных художников — всего 20 человек из шести стран — исследует феномен индустриальных городов. Как и открывшаяся недавно в Манеже «Своя земля/Чужая территория», выставка «Надежда» развивает, таким образом, геополитическую тему, заявленную в названии основного проекта Московской биеннале.

Художники посетили семь городов: Выкса, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Магнитогорск, Нижний Новгород, Норильск, которые развивались в советское время как центры индустрии, будь то текстильная промышленность или тяжелая металлургия.  Название проекта явно отсылает к хорошо знакомой песне Александры Пахмутовой в исполнении Анны Герман, сам концепт «надежды» сделал за последние 50 лет идеологический оборот, при этом не совсем лишившись романтики, заложенной в него изначально. Логика экспозиции развивается между двумя полюсами, обозначенными двумя значительными скульптурными объектами — Ирины Кориной на авансцене выставочного пространства и Дмитрия Каварги в его глубине. Первый, выполненный, как всегда у Кориной, из подручных, дешевых материалов вроде профнастила, рождает ассоциации с советской монументальной пластикой конца 1960-х (равно как и острое желание немедленно выставить рядом пионерский почетный караул), при этом оказывается странно близок стилистике ар-деко. Второй — характерная для Каварги биоформа, руинированная и разъеденная сочащейся из нее ядовито-зеленой и алой жидкостями. Так символически поданы начало и конец надежды. Чтобы пройти между этими двумя полюсами «Надежды», зрителю надо совершить путь по коридорам и череде комнат, которые занимают фотографии Игоря Мухина, Юрия Пальмина, Елены Чернышовой, Сергея Сапожникова, Никиты Шохова. Привлекает экспозиционный дизайн выставки (архитектор Дарья Парамонова): все фотографы получили по комнатке со стандартными потолками в 2,5 м.

Феномен индустриальных городов, или же моногородов, не исключительно советский, однако благодаря причудам государственного планирования отечественная социальная реальность приобрела так хорошо узнаваемые всеми интонации. На огромных пространствах страны люди не только приобретают навыки выживания, но и образуют новые горизонтальные социальные связи, возможно мало проанализированные социологами, но зафиксированные художниками. Какие-нибудь Магнитогорск или Выкса по силе изобразительного материала вполне способны встать вровень с Детройтом, но именно у российского автора и зрителя эта богатая фактура отзывается лиризмом и способна рождать надежду.

Просмотры: 2252
Популярные материалы
1
Крупно, дорого и со значением: репортаж с ярмарки Art Basel
Марк Ротко за $36 млн, публичное обнажение и тоска по социализму — на ярмарке Art Basel в этом году смешалось все и вся. Впрочем, как и всегда.
15 июня 2018
2
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
3
Юрген Теллер: «Не все хотят ощущать, как стареют их тела»
К игре сборной Германии на чемпионате мира по футболу — 2018 TANR публикует интервью с ее большим фанатом — фотографом и художником Юргеном Теллером, рассказавшим также о силе власти над моделью и о своем отношении к «бодипозитиву».
15 июня 2018
4
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
5
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
6
Шедевры из коллекции лондонской Галереи Курто отправляются в парижский Фонд Louis Vuitton
Произведения Мане, ван Гога и Сезанна вернутся во Францию впервые за последние 60 лет.
15 июня 2018
7
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
8
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
9
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
10
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru