The Art Newspaper Russia
Поиск

Два полюса «Надежды»

Художники исследуют феномен российских индустриальных городов

Фото: организаторы выставки

Фото: организаторы выставки

Трехгорная мануфактура — новое и вместе с тем привычное, как всякое промышленное пространство, место для современного искусства в центре Москвы. В рамках спецпроектов биеннале здесь открылась выставка «Надежда», организованная по инициативе Австрийского культурного форума и его директора Симона Мраза, который стал автором концепции и выступил одним из кураторов проекта. Большая группа российских и зарубежных художников — всего 20 человек из шести стран — исследует феномен индустриальных городов. Как и открывшаяся недавно в Манеже «Своя земля/Чужая территория», выставка «Надежда» развивает, таким образом, геополитическую тему, заявленную в названии основного проекта Московской биеннале.

Художники посетили семь городов: Выкса, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Магнитогорск, Нижний Новгород, Норильск, которые развивались в советское время как центры индустрии, будь то текстильная промышленность или тяжелая металлургия.  Название проекта явно отсылает к хорошо знакомой песне Александры Пахмутовой в исполнении Анны Герман, сам концепт «надежды» сделал за последние 50 лет идеологический оборот, при этом не совсем лишившись романтики, заложенной в него изначально. Логика экспозиции развивается между двумя полюсами, обозначенными двумя значительными скульптурными объектами — Ирины Кориной на авансцене выставочного пространства и Дмитрия Каварги в его глубине. Первый, выполненный, как всегда у Кориной, из подручных, дешевых материалов вроде профнастила, рождает ассоциации с советской монументальной пластикой конца 1960-х (равно как и острое желание немедленно выставить рядом пионерский почетный караул), при этом оказывается странно близок стилистике ар-деко. Второй — характерная для Каварги биоформа, руинированная и разъеденная сочащейся из нее ядовито-зеленой и алой жидкостями. Так символически поданы начало и конец надежды. Чтобы пройти между этими двумя полюсами «Надежды», зрителю надо совершить путь по коридорам и череде комнат, которые занимают фотографии Игоря Мухина, Юрия Пальмина, Елены Чернышовой, Сергея Сапожникова, Никиты Шохова. Привлекает экспозиционный дизайн выставки (архитектор Дарья Парамонова): все фотографы получили по комнатке со стандартными потолками в 2,5 м.

Феномен индустриальных городов, или же моногородов, не исключительно советский, однако благодаря причудам государственного планирования отечественная социальная реальность приобрела так хорошо узнаваемые всеми интонации. На огромных пространствах страны люди не только приобретают навыки выживания, но и образуют новые горизонтальные социальные связи, возможно мало проанализированные социологами, но зафиксированные художниками. Какие-нибудь Магнитогорск или Выкса по силе изобразительного материала вполне способны встать вровень с Детройтом, но именно у российского автора и зрителя эта богатая фактура отзывается лиризмом и способна рождать надежду.

Просмотры: 2776
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
3
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
4
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
5
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
6
Музею Рублева грозит полное выселение из Спасо-Андроникова монастыря
Будущее музея обсуждалось на заседании комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом, состоявшемся в Минкультуры РФ.
17 июня 2019
7
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
8
Клип для певицы Билли Айлиш повторяет произведения Маурицио Каттелана
Судя по всему, режиссер клипа Дейв Мейерс использовал образы, позаимствованные у художников — и не в первый раз.
14 июня 2019
9
Выставку «Александр Яковлев. Восток» показывают в галерее «Наши художники»
Неутомимый путешественник, художник объехал полмира, а его картины, написанные по мотивам поездок в Африку и на Восток, подкупают своей непосредственностью.
13 июня 2019
10
Выставка «Караваджо и Неаполь» проходит в Музее Каподимонте
Через 15 лет после выставки о последних годах жизни Караваджо музей возвращается к его творчеству с экспозицией, посвященной влиянию мастера на художников, работавших в Неаполе.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru