18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Два полюса «Надежды»

Художники исследуют феномен российских индустриальных городов

Трехгорная мануфактура — новое и вместе с тем привычное, как всякое промышленное пространство, место для современного искусства в центре Москвы. В рамках спецпроектов биеннале здесь открылась выставка «Надежда», организованная по инициативе Австрийского культурного форума и его директора Симона Мраза, который стал автором концепции и выступил одним из кураторов проекта. Большая группа российских и зарубежных художников — всего 20 человек из шести стран — исследует феномен индустриальных городов. Как и открывшаяся недавно в Манеже «Своя земля/Чужая территория», выставка «Надежда» развивает, таким образом, геополитическую тему, заявленную в названии основного проекта Московской биеннале.

Художники посетили семь городов: Выкса, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Магнитогорск, Нижний Новгород, Норильск, которые развивались в советское время как центры индустрии, будь то текстильная промышленность или тяжелая металлургия.  Название проекта явно отсылает к хорошо знакомой песне Александры Пахмутовой в исполнении Анны Герман, сам концепт «надежды» сделал за последние 50 лет идеологический оборот, при этом не совсем лишившись романтики, заложенной в него изначально. Логика экспозиции развивается между двумя полюсами, обозначенными двумя значительными скульптурными объектами — Ирины Кориной на авансцене выставочного пространства и Дмитрия Каварги в его глубине. Первый, выполненный, как всегда у Кориной, из подручных, дешевых материалов вроде профнастила, рождает ассоциации с советской монументальной пластикой конца 1960-х (равно как и острое желание немедленно выставить рядом пионерский почетный караул), при этом оказывается странно близок стилистике ар-деко. Второй — характерная для Каварги биоформа, руинированная и разъеденная сочащейся из нее ядовито-зеленой и алой жидкостями. Так символически поданы начало и конец надежды. Чтобы пройти между этими двумя полюсами «Надежды», зрителю надо совершить путь по коридорам и череде комнат, которые занимают фотографии Игоря Мухина, Юрия Пальмина, Елены Чернышовой, Сергея Сапожникова, Никиты Шохова. Привлекает экспозиционный дизайн выставки (архитектор Дарья Парамонова): все фотографы получили по комнатке со стандартными потолками в 2,5 м.

Феномен индустриальных городов, или же моногородов, не исключительно советский, однако благодаря причудам государственного планирования отечественная социальная реальность приобрела так хорошо узнаваемые всеми интонации. На огромных пространствах страны люди не только приобретают навыки выживания, но и образуют новые горизонтальные социальные связи, возможно мало проанализированные социологами, но зафиксированные художниками. Какие-нибудь Магнитогорск или Выкса по силе изобразительного материала вполне способны встать вровень с Детройтом, но именно у российского автора и зрителя эта богатая фактура отзывается лиризмом и способна рождать надежду.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+