18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пермское искусство гостит в Музее Фаберже

Татьяна Нечеухина. «Страда». 2014. Фото: Музей Фаберже
Татьяна Нечеухина. «Страда». 2014.
Фото: Музей Фаберже

На выставке «Современное искусство Пермского края» из проекта «Открытый мир» можно увидеть ключевые произведения русского авангарда, «сурового стиля», деревянной скульптуры и актуального искусства, связанные с этим регионом

Русский авангард, «суровый стиль», деревянная скульптура, актуальное искусство — разные стили и направления в искусстве XX — начала XXI века показаны на выставке «Современное искусство Пермского края» в петербургском Музее Фаберже. Это вторая часть большого проекта «Открытый мир», представляющего искусство российских регионов. Первая выставка, посвященная Екатеринбургу, проходила в музее в начале весны. Новая экспозиция знакомит петербуржцев и гостей Северной столицы с искусством еще одного города Уральского региона.

«Пермский край — одна из самых интересных и культурно насыщенных территорий нашей страны, — сказал на открытии выставки Владимир Воронченко, президент Культурно-исторического фонда «Связь времен» и Музея Фаберже. — История Перми во многом перекликается с историей Петербурга. Наши города можно считать в каком-то смысле побратимами: сотни тысяч ленинградцев нашли убежище в Перми в годы войны. Местные жители сумели сохранить огромное культурное наследие, вывезенное из музеев Москвы и Ленинграда. В Пермь были эвакуированы многие писатели и ученые. Культурная и духовная жизнь наших городов неразрывно связана».

Министр культуры Пермского края Алла Платонова напомнила, что не только трагические страницы истории связывают Пермь и Петербург: оба города в начале XVIII века были основаны Петром I, хотя Пермь — на 20 лет позже. «И даже география объединяет нас, — сказала Алла Платонова. — Мы же находимся на одной широте, и сейчас в городе на Каме, как и в городе на Неве, сезон белых ночей».

Более 110 произведений живописи, графики, скульптуры, созданных преимущественно в конце XX — начале XXI века, а также собрание пермских исторических артефактов эпохи бронзы, оказавших серьезное влияние на формирование региональной идентичности, и актуальное искусство последних лет — все это можно увидеть в Музее Фаберже.

Экспозиция занимает два этажа. На первом размещены экспонаты, раскрывающие специфику Пермского края в целом. В частности, археологические предметы бронзового века и созданные по их мотивам бронзовые «Химеры» нашего современника, пермского скульптора Юрия Шикина. Об этнических и культурных связях современного искусства края с периодом архаики, с языческими верованиями и традициями, говорят работы Андриана Берсенёва. И здесь же рядом, в витринах — образцы бронзового литья. К сожалению, очень много предметов древнего бронзового литья были сданы на переплавку, до нашего времени дошло лишь несколько сотен вещей.

Александр Репин. «Карьер». 1980. Фото: Музей Фаберже
Александр Репин. «Карьер». 1980.
Фото: Музей Фаберже

Но настоящим центром выставки являются работы пермских авангардистов. Группа «левых» художников, в которую входили Василий Каменский, Петр Субботин-Пермяк, называвших себя «инопутистами», образовалась в городе еще до Первой мировой войны. На выставке в Музее Фаберже показывают работы самых известных представителей этой группы — Сергея Пономарева и Петра Субботина-Пермяка.

За «суровый стиль» 1960-х отвечают ранние произведения Александра Репина и Евгения Широкова. Одну из самых известных картин Широкова — «Хлеб фронту!» — посетители видят и в оригинале, и на информационном щите, открывающем выставку. Автор всю жизнь работал в Перми, многие современные художники учились у него. Евгений Широков — один из столпов местной художественной жизни второй половины XX века. Еще один классик соцреализма середины прошлого века, уроженец Перми Виктор Орешников, представлен ранними работами и плакатами военного времени.

Продолжателями стилистики соцреализма можно назвать художников Александра Грекова и Анну Демидову. Он уроженец Молдавии, но много лет живет и работает в Перми. Греков называет себя «сторонником развития традиций русской реалистической живописи». Он пишет урбанистические пейзажи, увлекается изображениями советской техники. Анна Демидова — молодая художница, выпускница Пермского государственного института искусства и культуры. Основная тема ее творчества — история и сегодняшняя жизнь родного города.

По словам Владимира Назанского, куратора выставки, отбор работ проходил в несколько этапов. «После просмотра произведений, выложенных в Госкаталоге, мы составляем первоначальный лонг-лист, — рассказал куратор. — Потом выезжаем на место, общаемся с хранителями музейных фондов, самими художниками, коллекционерами. Примеряем этот лонг-лист на наши залы, вместе с московским офисом корректируем список. На финальном этапе реставрационный совет „приземляет“ нас, отсекая те работы, которые нельзя перевозить из-за их состояния».

Например, организаторам выставки не удалось привезти в Петербург знаменитую старинную пермскую деревянную скульптуру: Пермская государственная художественная галерея сейчас в состоянии переезда в новое здание и коллекция скульптуры находится в запасниках. Не удалось привезти в Петербург и экспонаты из известного Музея современного искусства «ПЕРММ» (PERMM). По словам Владимира Назанского, там меняется администрация и у руководителей пока нет подтвержденных полномочий, которые позволяли бы им передавать экспонаты на временное хранение в другой музей.

Мария Колыванова. «Разговор с Монро». 2014.Фото: Музей Фаберже
Мария Колыванова. «Разговор с Монро». 2014.
Фото: Музей Фаберже

Актуальное искусство Перми, предоставленное Пермской художественной галереей, коллекционерами и владельцами работ, занимает преимущественно второй этаж выставочного пространства Музея Фаберже. Посетителей встречает огромная скульптура группы «КУБ» «Волк и единорог», выполненная из папье-маше (как сообщил Владимир Назанский, именно ее Музей Фаберже приобрел в свою коллекцию). Две фигуры — фольклорные образы волка, символизирующего тьму и смерть, и единорога, воплощение света и мира, — стоят друг напротив друга на задних лапах и мотают нить судьбы, накрученную на большую катушку.

Одна из легенд Перми — художник Мансур Закиров. Поняв, что слепнет, он начал резать плоские деревянные фигуры и создавал из них панно, которые сам называл «заборами», — веселые, юмористические групповые портреты и сценки из жизни земляков, тексты к которым писала жена художника. К сожалению, эти работы принесли славу их автору уже после его смерти. На выставке можно увидеть несколько работ Закирова.

Линию народного искусства продолжает Рудольф Тюрин. Врач-рентгенолог, после института он отправился работать в поселок Ильинский и с головой ушел в живопись. Его уже нет в живых, но о нем снято два документальных фильма, его работы хранятся во многих музеях края. Одна из них, «Проводы русской зимы», прибыла из Пермской художественной галереи.

Отдельный сектор отведен под культурные мифы Перми, связанные с именами Бориса Пастернака и Сергея Дягилева. Первый в 1916 году провел в Пермском крае несколько месяцев, второй жил в городе с десяти лет и до окончания гимназии.

Работы Максима Каёткина, известного театрального художника Юрия Лапшина, деревянные панно художницы из Березняков Жени (Евгении) Балдиной, картины Вадима Михайлова, Татьяны Нечеухиной, Максима Титова, серия карикатур известного мастера этого жанра Леонида Лемехова — центр экспозиции на втором этаже.

Завершается выставка работами художников молодого поколения. Это серия пространственных композиций Сергея Денисова (деникин), несколько работ Егора Субботина из цикла «Бытовая химия», инсталляции Аси Маракулиной, уроженки Перми, живущей в Петербурге. А также ряд инсталляций из дерева и текстиля известного творческого дуэта Ольги Субботиной и Михаила Павлюкевича из собрания Пермской художественной галереи.

Темой следующей выставки проекта «Открытый мир» станет искусство Нижнего Новгорода.

Музей Фаберже
«Современное искусство Пермского края»
До 13 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+