18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса

Этикетка от упаковки мыла «Красная Москва».  Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Этикетка от упаковки мыла «Красная Москва».
Фото: коллекция Ирины Воробьевой
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР

Классическая эстетическая теория гласит, что у человека пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Современные психологи утверждают, что это не так: есть еще шестое чувство — проприоцепция, которая сообщает нам о положении тела и его конечностей в пространстве, седьмое — равновесие и восьмое — ощущение температуры. Как бы то ни было, музеи всегда, испокон веков предпочитали работать только с первым. Музеи — храмы зрения. Ситуация начала меняться лишь во второй половине ХХ века, когда саунд-арт стал явлением, которое уже было невозможно игнорировать. Вторгся звук. Затем настало время обоняния — нюха. С 2010-х годов ольфакторное искусство, тихо возникшее двумя десятилетиями раньше, становится все более и более заметным не только в галереях современного искусства, но и в традиционных музеях.

Этикетка мыла «Дуняша». Госфабрика ТЭЖЭ. 1920-е. Из частной коллекции Ирины Воробьевой.  Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Этикетка мыла «Дуняша». Госфабрика ТЭЖЭ. 1920-е. Из частной коллекции Ирины Воробьевой.
Фото: коллекция Ирины Воробьевой

Новое восприятие ароматов — таких мимолетных и неуловимых, таких несерьезных — теперь уже в качестве полноценной темы для умного разговора и настоящего искусства обогатило спектр сюжетов для выставок. В наши края все добирается медленнее, однако вот проект, который явно окажется заметным в истории отечественных музейных запахов. Выставка «Красная Москва. Женщина в большом городе» в Центре «Зотов» соединяет непривычный и поэтому такой интересный медиум с ностальгической и поэтому безошибочно привлекательной темой. Выставка посвящена советской парфюмерной индустрии 1920–1930-х. В заглавие попали легендарные духи «Красная Москва» фабрики «Новая заря».

Фабрика «Новая заря» была основана в 1864 году и до революции называлась в честь владельцев «Брокар и Ко». Бывшая и до национализации одним из главнейших в России производителей духов, она сохранила свое важнейшее значение в советское время. Выпуск в 1920-х годах легендарного аромата «Красная Москва», по легенде основанного на романовских рецептах, стал вехой ее истории. Для советской парфюмерии, да и вообще повседневного быта элегантных женщин, эти духи были тем же, что Chanel № 5 на Западе (их формулы, кстати, часто сравнивают и находят сходство).

Упаковка крема «Молодость». Госфабрика ТЭЖЭ.  Из частной коллекции Ирины Воробьевой.  Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Упаковка крема «Молодость». Госфабрика ТЭЖЭ. Из частной коллекции Ирины Воробьевой.
Фото: коллекция Ирины Воробьевой

Выставка продолжает тематику проектов «Зотова» с пристальным вниманием к золотому периоду развития советского искусства между двумя мировыми вой­нами. В предшествующем проекте, посвященном супружескому дуэту Елены Гуро и Михаила Матюшина, важнейшим игроком выступала музыка, без прослушивания которой сюжет выставки был непонятен. В новой экспозиции таким персонажем становятся запахи. Кураторы Елена Желудкова и Дарья Донина сделали выставку по-настоящему ольфакторной. Иначе как в наши времена рассказать об истории духов, не дав их продегустировать? Это было бы старомодно!

Старомодность при этом явный лейтмотив экспозиции, но совсем в другом ключе, обаятельном. Говорят, что запах счастья — это то, как пахло дома у любимой бабушки. И не для всех это будет запах пирогов — для некоторых это «Пиковая дама» или «Ландыш серебристый», хотя они и не подозревают об этом. Обонять посетителям выставки предлагают по-разному, с использованием новейших экспозиционных методов. Никаких стеклянных колпаков с тряпочками! Ключевая инсталляция — «парфюмерный орган», в котором знаковый аромат разложен на семь нот и нажатием клавиш которого можно импровизировать.

«Красный мак». Высшего качества пудра и губная помада в металлическом пенале. Плакат. Художник М. Литвак.  Фото: коллекция Ирины Воробьевой
«Красный мак». Высшего качества пудра и губная помада в металлическом пенале. Плакат. Художник М. Литвак.
Фото: коллекция Ирины Воробьевой

Параллельно с нажатием на самые потайные кнопки нашего подсознания (потайные, потому что запахи, в отличие от прочих чувств, живут в древнейшей части мозга и оттого триггерят сильнее прочего) кураторы показывают предметы материального быта.

Таким образом, получается история о том, как после безжалостных и голодных лет военного коммунизма наступила эпоха нэпа. В 1920-е снова кипит жизнь и людям хочется быть красивыми. Телесность, так презираемая ранее, когда требовалось попросту выживать, выходит на первый план. Девушки хотят носить чулочки, пудриться и танцевать фокстроты. Появляются новые фасоны платьев и профессиональные модельеры, часто женщины (про это недавно была другая выставка, и даже не одна), а косметические фабрики, какие уцелели, снова начинают производить товары — такие мещанские и такие очаровательные.

Журнал «Домашняя портниха», № 4, лето 1926.  Из частной коллекции Ирины Воробьевой.  Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Журнал «Домашняя портниха», № 4, лето 1926. Из частной коллекции Ирины Воробьевой.
Фото: коллекция Ирины Воробьевой

Немного парадоксально, что выставка об этом разместилась в здании совсем другой фабрики — бывшего хлебозавода, прямо-таки насыщенного идеологией пользы, а не красоты. Однако лаконичные пропорции конструктивизма все равно тут пришлись кстати. План центрический: в центре — флакон «Красной Москвы», вокруг — тема «женщины», а вокруг нее — «город». Как говорит куратор Дарья Донина, это закольцовывается, ведь Красная Москва — это тоже город. Экспозиция при этом поделена на семь разделов: «Москва 1920-х», «Фабрика „Новая заря“», «Нэповская Москва», «Империя ТЭЖЭ», «Москва 1930-х», «Торговля», а также «Кинокоридор».

Крем от веснушек «Красота». Госфабрика ТЭЖЭ. 1930-е.  Фото: коллекция Ирины Воробьевой
Крем от веснушек «Красота». Госфабрика ТЭЖЭ. 1930-е.
Фото: коллекция Ирины Воробьевой

Антикварным наполнением выставки стала частная коллекция советских духов и всего, что к ним прилагается, которую предоставила вице-президент Союза коллекционеров России и соучредитель Русского музея парфюмерии Иринa Воробьева. Винтажные сокровища обрамлены живописными — это картины соответствующего периода из Третьяковской галереи, Русского и Исторического музеев, РОСИЗО и других. Они тоже про духи, женщину и город. Завершает все объект Ирины Кориной — антикварный шкаф с фамильными вещицами из прихожей старого московского дома.

Несколько фактов об ольфакторном искусстве


Машина запахов Smeller 2.0

Ольфакторная «пьеса» Osmodrama Berlin в церкви Святого Иоанна Евангелиста в Берлине. 2016. Фото: Wikimedia Commons
Ольфакторная «пьеса» Osmodrama Berlin в церкви Святого Иоанна Евангелиста в Берлине. 2016.
Фото: Wikimedia Commons

Ольфакторное искусство развивается так интенсивно, что уже давно, с 2013 года, существует специальная награда за лучшие проекты — The Art and Olfaction Awards, которую вручает американский Институт искусства и обоняния. В 2016 году ее победителем стала ольфакторная «пьеса» Osmodrama Berlin, которую на машине запахов Smeller 2.0 междисциплинарного художника Вольф­ганга Георгсдорфа исполняли в церкви Святого Иоанна Евангелиста в Берлине. При этом первую версию своего парфюмерного органа Георгсдорф создал еще в 1990 году.


Музей запахов fragonard

Fragonard Musée du Parfum в Париже. Фото: Benjamin Chelly
Fragonard Musée du Parfum в Париже.
Фото: Benjamin Chelly

Наиболее классические экспозиции про запахи — это те, которые делают отраслевые музеи парфюмерных фирм. Они обычно опираются на большое количество сохранившихся предметов: флаконы, архивные документы. Самым известным из таких музеев является Fragonard Musée du Parfum в Париже. Он принадлежит фирме Fragonard (существующей с 1926 года) и был открыт в 1993 году. Он так популярен среди туристов, что имеет филиал Théâtre-Musée des Capucines, где показывают старинное оборудование дистилляции, сырье и тому подобное.


Прерафаэлиты и их запахи

Проект «Ароматные видения. Запах в искусстве 1850–1915 годов» в Галерее Уоттса в Комптоне в графстве Суррей.  Фото: Libby Whyte/Watts Gallery Trust
Проект «Ароматные видения. Запах в искусстве 1850–1915 годов» в Галерее Уоттса в Комптоне в графстве Суррей.
Фото: Libby Whyte/Watts Gallery Trust

Британские выставки об истории запахов в классическом формате в 2024–2025 годах сосредоточены на прерафаэлитах. Это проект «Ароматные видения. Запах в искусстве 1850–1915 годов» в Галерее Уоттса в Комптоне в графстве Суррей и «Запах и искусство прерафаэлитов» в Институте изящных искусств Барбера в Бирмингеме. Там были собраны картины, в которых есть тема запахов. Их оказалось неожиданно много, а вот ароматическое сопровождение было сдержанным. Говорят, очень важно найти спонсора: инсталляции ныне дороги.


Запах свежих мумий

Неизвестный автор. «Месу, нюхающая лотос».  Около 1525-1504 гг. до н.э. Новое царство, Фивы, Египет.  Фото: The Met
Неизвестный автор. «Месу, нюхающая лотос». Около 1525-1504 гг. до н.э. Новое царство, Фивы, Египет.
Фото: The Met

Запах может стать важным пиар-активом. В 2025 году было опубликовано научное исследование, в котором на основе химического анализа реконструировалось, чем именно благоухали свежие мумии. Ведь это было дорого и очень красиво. Это исследование позволит создать новые ароматы для музеев, чтобы заманивать публику. Например, на такие проекты, как мультисенсорная выставка «Духи Древнего Египта через века», которая в минувшем году прошла в каирском Египетском музее. Помимо прочего, зрителям предлагали три сцены виртуальной реальности о сборе сырья и изготовлении духов.


Центр «Зотов», Москва
«Красная Москва. Женщина в большом городе. Парфюмерная индустрия 1920–1930-х»
11 июля – 19 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+