18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковская галерея показывает избранные картины раннего Николая Милиоти

Николай Милиоти. «Портрет Марины Цветаевой». 1922. Фото: Частное собрание/Государственная Третьяковская галерея
Николай Милиоти. «Портрет Марины Цветаевой». 1922.
Фото: Частное собрание/Государственная Третьяковская галерея

«Из волшебного грота Николая Милиоти выходишь отуманенный, оглушенный звенящими переливами красок», — так писал поэт Сергей Маковский после легендарной выставки «Голубая роза» в 1907 году. Его опыт можно повторить в Третьяковке

Имя Николая Милиоти (1874–1962) незаслуженно находится в тени соратников по «Голубой розе» и «Миру искусства». Всю свою долгую жизнь он много работал, но наследие его дошло до нас в неполном виде. Отчасти виной этому пожар в парижской мастерской Милиоти, который в 1957 году уничтожил значительную часть произведений, разорив художника и ускорив его уход из жизни. Однако еще задолго до этой трагедии, уезжая в эмиграцию, Николай Дмитриевич сетовал на собственную беспечность, в результате которой он растерял при переездах и на заграничных выставках множество работ, остался один, вне школ и течений, не представленный «в переполненных новыми картинами музеях».

Николай Милиоти. «Пастораль». 1905. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Милиоти. «Пастораль». 1905.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Биография Милиоти выделяется драматизмом даже на фоне богатого драмами века. Выходец из очень богатой семьи — и закончил жизнь в нищете; символист с тонкой душевной организацией — и боевой офицер, герой Первой мировой войны; имел большой успех в США — и вынужден был покинуть страну из-за нелепого стечения обстоятельств. Работы периода эмиграции рассеяны по европейским собраниям; выставка в Третьяковке объединила живописные и графические произведения дореволюционного периода творчества Милиоти из собственных фондов и частных коллекций. Весьма камерная, состоящая из полусотни экспонатов в одном зале, она тем не менее заслуживает самого пристального внимания.

Государственная Третьяковская галерея
«Николай Милиоти. Избранное»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
6
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+