За восемь лет это уже третья «восточная» выставка в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Вначале был «Воображаемый Китай» (2015–2016), затем «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре» (2017–2018), и вот на очереди Индия. Все три выставки не только об искусстве заявленных в названии стран, но и о том, каким образом Россия воспринимала своих далеких и близких восточных соседей. Как наши соотечественники отправлялись в путешествия «за три моря», какие мемуары они после этого писали, что привозили на родину из странствий и как под воздействием всего этого в культуре самой России возникали протуберанцы новой образности и смыслов.
На выставку «Невероятная Индия» удалось собрать 400 экспонатов, созданных на протяжении 500 лет. Миниатюры из рукописи «Бабур-наме» (1590), живопись Василия Верещагина и Николая Рериха (вполне ожидаемые в данном контексте художники), работы Дмитрия Налбандяна и Василия Ватагина (авторы не столь очевидные), дореволюционные фотографии, эскизы к мультфильмам «Золотая антилопа», «Маугли» и «Рики-Тики-Тави», книги, ткани, индийский костюм Майи Плисецкой, подаренный ей в 1958 году Джавахарлалом Неру, и множество других разнообразных и непредсказуемых экспонатов.
Куратором проекта выступила кандидат искусствоведения Ольга Соснина, автором экспозиционного дизайна — Юлия Наполова (бюро PS Culture). В течение трех лет выставку готовила команда индологов, историков искусства, литературы, театра и кино. Экспонаты предоставили 19 российских музеев из Москвы, Екатеринбурга, Иванова, Санкт-Петербурга и Челябинска, две крупнейшие библиотеки страны — РГБ и РНБ, архивы древних актов (РГАДА) и кинофотодокументов (РГАКФД), а также частные коллекционеры. В декабре прошлого года музей-заповедник «Царицыно» провел презентацию проекта в «Русском доме» в Дели и собрал восторженные отзывы. Музей рассчитывает привлечь на выставку и живущих в России индийцев — весь этикетаж делается на русском и английском языках.
Экспозиция состоит из восьми разделов. Преамбула, видеоинсталляция «Индия — земля древней мудрости и праведности», подготовлена на основе древних манускриптов, в частности средневекового русского издания «Слова о животных индейских» византийского купца Козьмы Индикоплова. Русские иллюстраторы придумывали образы животных, якобы населявших Индию, на основе их словесных портретов — так появились вепреслон, мраволев, ноздророг и прочие.
Большой зал посвящен коллекционерам. Индийским искусством интересовались такие выдающиеся собиратели, как Дмитрий Бурылин, Алексей Морозов, Петр Щукин. Имя первого сегодня носит Ивановский историко-краеведческий музей, откуда на выставку прислали роскошную секиру-бхудж, изготовленную в XIX веке. Большой вклад в коллекционирование внес цесаревич Николай, будущий Николай II, который провел в Индии 49 дней во время большого восточного путешествия 1890–1891 годов.
Малоизвестный факт: Индией многие годы интересовался Константин Бальмонт. Он начал учить санскрит задолго до того, как сумел побывать в стране своих грез в 1912 году. Два года спустя (и этому сюжету на выставке посвятили отдельный зал) Александр Таиров выбрал бальмонтовский перевод пьесы «Шакунтала» (вольный пересказ «Махабхараты» древнеиндийским драматургом Калидасой) для официального открытия Камерного театра. Декорации к спектаклю готовил Павел Кузнецов, красавицу Шакунталу играла Алиса Коонен. Как и положено авангардистам, Таиров с единомышленниками пытался, словами куратора Ольги Сосниной, «опрокинуть обветшавший ориентализм».
Индийские сюжеты в русском балете — тема еще одного из разделов выставки: афиши, фото, эскизы костюмов. Существует немало сценических вариантов «Баядерки» (по мотивам той же «Шакунталы»), которую впервые поставил в 1877-м в Санкт-Петербурге Мариус Петипа. Менее известен еще один его балет об индийских богах и махараджах — «Талисман» (1899). В нем в разное время танцевали Матильда Кшесинская и Вацлав Нижинский. В Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства удалось найти фарфоровую скульптурку Нижинского в роли ведического бога ветра Ваю.
Советско-индийское культурное сотрудничество достигло апогея в 1950–1980-х. Фильмы «Бродяга», «Зита и Гита», «Танцор диско» становились лидерами советского проката; выставки индийских искусств и ремесел гастролировали по СССР; творческие командировки советских художников в Индию были в порядке вещей. Результатом одной такой поездки стало монументальное полотно «Рынок в Джайпуре» Дмитрия Налбандяна, предоставленное на выставку Третьяковской галереей.
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
«Невероятная Индия. Взгляд из России»
До 22 октября