18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Ночь заводов» запустила производство культурных проектов

Фестиваль «Ночь заводов» в Чехове. Чеховский завод энергетического машиностроения (Энергомаш — ЧЗЭМ). Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Фестиваль «Ночь заводов» в Чехове. Чеховский завод энергетического машиностроения (Энергомаш — ЧЗЭМ).
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Новый фестиваль «Ночь заводов» состоялся 12 августа, охватив 18 индустриальных объектов по всей стране. Мы побывали на двух из них: в Чехове и Тобольске

Фестиваль «Ночь заводов» распространяется на всю Россию: мероприятия проходят от Калининграда до Тюмени, от Петрозаводска до Дербента. Увидеть все проекты разом можно было разве что из дома благодаря онлайн-трансляциям на сайте фестиваля. Мы побывали на тобольском Запсибнефтехиме и чеховском Энергомаше — ЧЗЭМ, с которыми работали две разные кураторские команды — Лаборатория новых медиа Александринского театра из Санкт-Петербурга и студия dreamlaser из Нижнего Новгорода, и рассказываем о них подробнее.

Химия и ночная жизнь

«Ночь заводов» — фестиваль всероссийский, и в европейской части страны география у него с первого же раза получилась довольно обширной и разнообразной. А вот за Уралом пока только два адреса — Тюмень и Тобольск. Устроители надеются, что следующий сезон «Ночи заводов» так или иначе охватит и Восточную Сибирь, и Дальний Восток.

Фестивальной площадкой в Тобольске стал завод «Запсибнефтехим». Фото: СИБУР
Фестивальной площадкой в Тобольске стал завод «Запсибнефтехим».
Фото: СИБУР

Если Тюмень сейчас апеллировала, скорее, к индустриальному прошлому (события из программы «Ночи заводов» проходили на территории исторических зданий Тюменского отделения Свердловской железной дороги), то в Тобольске взяли курс на настоящее и будущее. Впрочем, некоторые исторические аспекты тоже играли свою роль в музыкальном спектакле-променаде, подготовленном командой Лаборатории новых медиа Александринского театра из Петербурга.

Фестивальной площадкой в Тобольске стал завод «Запсибнефтехим». Хотя называть его «площадкой» как-то даже несолидно: это крупнейшее в стране нефтехимическое производство, территория которого измеряется десятками гектаров. Причем оно не только огромное, но и суперсовременное, так что впечатления от его цехов, градирен и печей пиролиза (не спрашивайте, что это) совершенно не совпадают с ожиданиями в духе советского стимпанка. Здешние архитектурные сооружения напоминают то готические соборы, то постмодернизм в стиле Центра Помпиду, то чистый хай-тек. Или, например, большой орган в соборе — такую ассоциацию предлагают авторы спектакля-променада.

Визуальные и звуковые составляющие проекта увязывал вместе режиссер Леонид Прокофьев. Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Визуальные и звуковые составляющие проекта увязывал вместе режиссер Леонид Прокофьев.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Проект этот задумывался как двухчастный: одновременно, в тот же вечер 12 августа, «родственный» спектакль проходил на еще одном объекте, принадлежащем компании СИБУР, — заводе «Сибур-Химпром» в Перми. События были жанрово схожи, а их общим финалом-апофеозом стало исполнение симфонии «Ночь заводов», созданной петербургским композитором Олегом Гудачевым. В тобольской версии это был получасовой концерт, где поверх электронного саунда ложились живая музыка (струнно-духовой квартет) и вокал.

«Мы специально приезжали несколько месяцев назад со звукорежиссером, — рассказала нашему изданию Алина Шклярская, драматург и куратор проекта от Лаборатории новых медиа, — и записывали звуки заводов в Перми и Тобольске. Потом мы их приводили к звукам химических реакций (они тоже имеют звучание). При этом в симфонии слышны и отсылки к той музыке, которая раздавалась во время аудиопрогулки. Те и другие звуки должны были сложиться у публики в одну общую картину».

Актеры местного ТЮЗа пытались настроить гостей на медитативную и одновременно на познавательную волну. Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Актеры местного ТЮЗа пытались настроить гостей на медитативную и одновременно на познавательную волну.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Процесс составления этого пазла начался с короткого мозгового тренинга (актеры местного ТЮЗа попытались настроить гостей на медитативную и одновременно на познавательную волну, что психологически непросто) и продолжился в автобусе с наушниками на головах. Артисты (теперь уже заочные, питерские) в амплуа «инженера» и «художницы» дискутировали о взаимодействии искусства и производства — а мимо проплывало ночное индустриальное роскошество. Кстати, Запсибнефтехим — безостановочное производство, то есть все вокруг функционировало и поздним вечером, но заводских шумов раздавалось до обидного мало. А люди вообще ни разу не встретились, хотя автобус колесил по территории довольно долго.

Как раз в это время, наряду с рассуждениями и метафорами двух диспутантов, из наушников доносились те музыкальные фрагменты, которые чуть позже сошлись в симфонии Олега Гудачева. В частности, стилизации «музыки машин» авангардного композитора 1920-х годов Александра Мосолова или сочинений Микаэла Таривердиева, написанных им для органа.

Финалом-апофеозом спектакля-променада стало исполнение симфонии «Ночь заводов», созданной петербургским композитором Олегом Гудачевым. Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Финалом-апофеозом спектакля-променада стало исполнение симфонии «Ночь заводов», созданной петербургским композитором Олегом Гудачевым.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Визуальные и звуковые составляющие проекта увязывал вместе режиссер, москвич Леонид Прокофьев. Несмотря на грандиозный масштаб территории, спектакль-променад вышел камерным: все желающие в автобус все равно бы не поместились, к тому же на завод вообще нельзя попасть без инструктажа по технике безопасности. К счастью, он теперь виртуальный.

Елена Лейтнер, руководитель направления корпоративных коммуникаций Запсибнефтехима, первыми плодами партнерства с фестивалем в целом довольна: «Промышленный туризм мы у себя развиваем давно, но в культурные проекты прежде не встраивались. Нам понравилась идея про соединение промышленности с искусством, все загорелись ею, участвовали в проекте разные службы. Хотя, разумеется, были ограничения. Условно говоря, вряд ли на заводе, работающем с углеводородами, можно устроить фаер-шоу. В итоге пришли к тому формату, к которому пришли. Аудиоспектакль этот остается, будем использовать его и дальше».

Физика света и медитативный рейв

Чеховский завод энергетического машиностроения (Энергомаш — ЧЗЭМ) производит трубопроводную арматуру для АЭС, но в «Ночь заводов» он направил свои мощности на обслуживание не мирного атома, а мирного — художественного — лазера. В пролетах первого блока цехов Энергомаша разместились две аудиосветовые инсталляции нижегородской студии dreamlaser.

В каждой из четырех зон инсталляции A.R.R.C красные лазерные лучи образовывали свой динамический рисунок.  Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
В каждой из четырех зон инсталляции A.R.R.C красные лазерные лучи образовывали свой динамический рисунок.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Первая из них, A.R.R.C., разделила большое производственное пространство на четыре зоны, каждая из которых соответствовала определенной теме-состоянию: целеполагание (aim), действие (react), размышление (reflect), хаос (chaos). В каждой из них красные лазерные лучи образовывали свой динамический рисунок. По замыслу авторов зритель, проходя сквозь эти зоны, должен пережить некую внутреннюю трансформацию, которая приведет к дезориентации и потере чувства реальности.

В действительности четыре пространства, рассеченные лучами, побуждали не столько погрузиться в себя, сколько подумать о том, как же преодолеть эту полосу препятствий: обогнуть ее было невозможно. Перед глазами вставали хрестоматийные сцены со смертоносными лазерами из научно-фантастических триллеров типа «Куба». В действительности опасность угрожала лишь смартфонам: направляя камеру прямо на луч, можно было распрощаться с матрицей. А вот по отношению к человеку лазер был действительно мирным — одни пытались поймать свет ладонью, другие вставали прямо под лучом, становясь его продолжением, третьи перекрывали лазерные потоки своими телами (подчас совершая довольно изобретательные па), а дети просто резвились, бегая туда и обратно в лазерном лабиринте.

Инсталляция «Диалог» формировала плоские потоки света, внутри которых будто бы клубились облака. Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Инсталляция «Диалог» формировала плоские потоки света, внутри которых будто бы клубились облака.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Инсталляция «Диалог» в соседнем цеху располагала уже не к взаимодействию, а к спокойному созерцанию. Здесь dreamlaser сформировала плоские потоки света, внутри которых будто бы клубились облака — этот эффект был достигнут при помощи дым-машины. В диалог с лазерными технологиями вступил, к слову, и настоящий сотрудник завода: он управлял кран-балкой, покрытой отражающим материалом, который преломлял лучи.

Антураж и объем производственных помещений в сочетании с движущимися лазерными лучами создавали ощущение, будто ты попал на медитативный рейв.

Гости «Ночи заводов» на территории Энергомаша. Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Гости «Ночи заводов» на территории Энергомаша.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Из цехов гости «Ночи заводов» разбредались по территории Энергомаша (который, к слову, является излюбленным местом прогулок жителей города Чехов). Здесь их ждали небольшая экспозиция под открытым небом со скульптурами Андрея Люблинского, Айдан Салаховой и других художников, а также выставка кинетических саунд-объектов Сергея Филатова «Я тебя слышу», в которых использовались металлы и магниты — как и на местном производстве.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+