Выставка, инициатором которой стала галерея «Веллум», посвящена короткому, но важному периоду отечественного искусства, когда в недрах символизма/модерна зарождался авангард. Повивальной бабкой (если так можно сказать) этого процесса был московский филантроп Николай Рябушинский. Вокруг его яркой личности и бурной деятельности и построено выставочное повествование.
Николай Павлович принадлежал к многочисленному семейству предпринимателей-старообрядцев, у него было семь братьев и пять сестер. В семье считалось хорошим тоном покровительствовать искусству, педагогике и науке. В отличие от братьев, успешно занимавшихся бизнесом, Николай не умел зарабатывать деньги, он лишь со вкусом их тратил. Рядом с Петровским парком он построил роскошную виллу «Черный лебедь», устраивал там пиры, о которых говорила вся Москва. В 1906-м Рябушинский затеял выпуск роскошного по полиграфии журнала «Золотое руно», который стал трибуной движения символистов. Неумение вести дела привело к тому, что Николай Павлович фактически разорился. Журнал в 1909 году он закрыл, виллу, пострадавшую от пожара, продал. С 1914-го и до конца дней Рябушинский жил в Париже, занимаясь антикварной торговлей. Эксцентричного миллионера в обществе, да и в собственной семье, часто не принимали всерьез. Вместе с тем он внес огромный вклад в арт-процесс в России начала XX века.
Параллельно изданию журнала (и при его информационной поддержке) Рябушинский занимался выставочной деятельностью. В 1907-м он провел выставку «Голубая роза», на которой познакомил московскую публику с художниками-символистами из одноименной группы: Павлом Кузнецовым, Петром Уткиным, скульптором Александром Матвеевым и другими.
На выставке «Салон Золотого руна» в 1908 году наряду с работами русских художников Рябушинский представил полотна французских импрессионистов и фовистов: Поля Гогена, Эдгара Дега, Альбера Марке, Анри Матисса, Поля Сезанна — и тем самым дал толчок их популярности в России. Именно тогда знаменитое «Ночное кафе в Арле» Винсента ван Гога купил Иван Морозов.
«Если бы не экстравагантная натура Николая Рябушинского, история могла бы сложиться иначе, — говорит куратор Любовь Агафонова. — Роль русского мецената и коллекционера весьма показательна, на что мы и хотим обратить внимание».
На выставке «Золотого руна», прошедшей зимой 1909–1910 годов, с шумным успехом заявили о себе Наталия Гончарова, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов, Илья Машков, Роберт Фальк. Символизм соседствовал с авангардным направлением — лучизмом: образно говоря, роза превращалась в луч, — и очевидным стало взаимовлияние русской и французской художественных традиций.
На нынешней выставке «От Розы к Лучу» в Доме русского зарубежья представлены работы Виктора Борисова-Мусатова, Михаила Врубеля, Николая Сапунова, Артура Фонвизина и других мастеров. Особое внимание уделяется экспонентам выставки «Голубая роза» 1907 года.
Экспозиция включает редкие документы, рукописи, письма, фотографии, экземпляры журналов «Золотое руно». Особый раздел посвящен вилле «Черный лебедь» и ее убранству. Не обойдены вниманием литераторы, сотрудничавшие с «Золотым руном»: Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок, Федор Сологуб.
В рамках проекта демонстрируется специально созданный документальный фильм о художниках круга Рябушинского, подготовлен альбом-каталог.
Дом русского зарубежья
«От Розы к Лучу.
«Голубая роза» и «Золотое руно».
Истоки и продолжение. Живопись, графика, скульптура русских символистов 1890–1920-х годов»
До 10 октября