18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка «1703»: площадка для открытого диалога и встречи с искусством

Экспозиция 1-й Санкт-Петербургской ярмарки искусства «1703», прошедшей в Манеже в прошлом году. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Экспозиция 1-й Санкт-Петербургской ярмарки искусства «1703», прошедшей в Манеже в прошлом году.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Организаторы ярмарки, которая пройдет в Санкт-Петербурге в июне, поставили перед собой задачу объединить специалистов из сферы искусства и представителей бизнес-сообщества, классиков современного искусства и молодых авторов

С 14 по 18 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» пройдет 2-я Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703», организованная ПАО «Газпром» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Как и в прошлом году, мероприятие включено в официальную культурную программу Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Организаторы видят основной задачей ярмарки поддержку художников и галерей современного искусства, а также развитие института коллекционирования в городе.

В 2022-м ярмарка «1703» успешно дебютировала, объединив около двух десятков галерей из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода; за четыре дня работы число ее посетителей превысило 10 тыс. человек. Как отмечает исполнительный директор «1703» Ангелина Карпухина, ярмарку поддержали крупные галереи, кураторы, коллекционеры, художники и сами жители Петербурга. «Мы очень ценим доверие тех, кто вошел в новый, молодой проект, и до сих пор получаем отзывы от художников и гостей ярмарки о выпуске 2022 года», — говорит она. «Был огромный интерес как со стороны широкой аудитории, так и со стороны профессионального сообщества», — рассказывает Полина Бондарева, основательница школы Masters, которая второй год выступает партнером ярмарки по организации образовательной программы «1703». Прямое подтверждение этому — полные залы практически на всех дискуссиях и лекциях программы в прошлом году.

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703».
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

Концептуально вторая ярмарка «1703» продолжает идеи первого выпуска — на пять дней превратить петербургский Манеж в центр современного искусства, где будет представлен самый широкий спектр актуальных художественных практик. «Вместе с тем содержательно вторая ярмарка, безусловно, изменится, — подчеркивает Ангелина Карпухина. — Мы усовершенствовали и дополнили архитектурную концепцию, пространство лектория в этом году станет монументальным арт-объектом. Усилятся и коммерческая часть экспозиции, и культурно-образовательный блок программы, и разнообразие специальных проектов ярмарки». Публичная программа в этот раз трансформировалась в лекторий, все события которого бесплатны и доступны для всех желающих по предварительной регистрации.

О том, что Петербург давно нуждался в большой ярмарке современного искусства, говорят многие представители местного арт-сообщества. «За 23 года работы моей галереи я принимала участие во многих ярмарках по всему миру — Contemporary Istanbul, ARCO в Мадриде, Art Paris, viennacontemporary — и всякий раз задавалась вопросом, почему же подобного нет в Петербурге, — вспоминает Марина Гисич (Marina Gisich Gallery). — Ярмарка нужна не только для того, чтобы продавать искусство, но и для того, чтобы под иным ракурсом взглянуть на развитие художественной культуры в стране, городе, регионе».

По ее мнению, Петербург даже более перспективное место для проведения ярмарки, чем Москва, так как обладает прекрасными музейными коллекциями и собственной традицией частного коллекционирования. Еще весной организаторы начали активно готовить аудиторию: в марте стартовал годовой лекторий ярмарки, на мероприятиях которого обсуждаются вопросы развития рынка искусства, взаимодействия между художниками, галеристами и коллекционерами, а также тема актуализации роли искусства в современном обществе. Первым спикером лектория стала Евгения Попова — коллекционер, куратор издания «Диалог искусств» Московского музея современного искусства (MMOМA), соосновательница некоммерческого арт-фонда Popov Foundation. По ее словам, цель лектория — погрузить слушателя в мир современного искусства таким образом, чтобы это направление стало понятным, интересным и желанным для самостоятельного изучения и исследования. «Современное искусство — это отличный инструмент, который позволяет нашему мозгу нарабатывать новые нейронные связи и, как следствие, выбирать иные, более многогранные и сложные, паттерны поведения и взаимодействия со средой в повседневной жизни», — отмечает она. Планируется, что встречи с экспертами в области культуры и искусства будут регулярными, но в дни ярмарки программа будет особенно насыщенной. «Идея годовой программы обусловлена в том числе стремлением создать клуб коллекционеров, которые на протяжении всего года поддерживают ярмарку», — говорит Полина Бондарева.

Лекторий на Санкт-Петербургской ярмарке искусства «1703». Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Лекторий на Санкт-Петербургской ярмарке искусства «1703».
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

Пятого мая был объявлен список участников нового сезона. Свои стенды на ярмарке представят более 30 галерей современного искусства, в том числе 11.12 Gallery, 3L Store, Artstory, Askeri Gallery, a-s-t-r-a, «Люмьер», «Тираж 1/1», Центр визуальной культуры Béton из Москвы, Marina Gisich Gallery и Masters Digital Gallery из Петербурга, а также многие другие. Организаторы получили большое число заявок от галерей со всей страны, их отбором и оценкой занимался экспертный совет. Команда ярмарки тщательно подошла к вопросу формирования экспертного совета — к отбору галерей были привлечены ведущие специалисты по современному искусству и арт-рынку из Москвы и Петербурга, каждый из которых — эксперт в своей области. Среди них — заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, научный сотрудник Русского музея, куратор, основательница концептуального пространства Maison25 Евгения Сероусова, галеристы Марина Гисич и Дмитрий Ханкин (галерея «Триумф»), а также директор ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова. Команду ярмарки в совете представляла Ангелина Карпухина. «Моя главная задача — организовать эффективную работу совета, рассказать экспертам о ценностях и целях проекта, а также найти точки согласия, чтобы решение было в пользу гостей ярмарки, коллекционеров», — отмечает исполнительный директор.

На вопрос о критериях отбора члены экспертного совета отвечали по-разному. Так, Дмитрий Ханкин признался, что отдавал предпочтение галереям, которые входят в российскую Ассоциацию галерей (AGA). Для Марины Гисич важно было сохранить чистоту отбора и отделить галереи, которые давно работают на рынке, заслужили репутацию и имя, от начинающих и тех, что специализируются на дизайне или NFT-арте, а также от онлайн-платформ. Евгения Сероусова, в свою очередь, убеждена, что главное — отобрать те галереи, которые представляют качественное искусство, и здесь роль играет и уровень исполнения, и социальный контекст, и профессиональное мышление автора. По замыслу организаторов участники второй ярмарки «1703» представляют широкий срез российского рынка искусства, не ограничиваясь Москвой и Петербургом, но включая участников из Владивостока, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Якутска.

Хотя ярмарка «1703» позиционируется как площадка встречи с искусством, в том числе знакомства с новейшими тенденциями в области цифрового искусства, актуален вопрос о ее коммерческом потенциале. Дмитрий Ханкин отмечает, что в стране «нет культуры финансовой поддержки современного искусства, а отечественный рынок искусства спорадический и движим эмоциями». С его точки зрения, важны любые институциональные попытки показывать произведения современного искусства, тут главное — повторяемость и хорошая организация. «Нужно, чтобы такая ярмарка состоялась хотя бы четыре раза, чтобы говорить о результатах», — убежден галерист. Марина Гисич воспринимает участие в «1703» как профессиональный вызов и возможность получить доступ к новой аудитории: это «пласт людей, которых можно „обратить в свою веру“», хотя для этого потребуются огромные усилия. Очевидно, речь о представителях финансовой и бизнес-элиты, участниках ПМЭФ, которые станут гостями вернисажа ярмарки.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+