18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Крестьянский костюм рассказал о материальном и духовном

Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В нижегородском Манеже впервые открыта выставка костюма, в том числе и крестьянского. Она дает представление о том, насколько разные по верованиям и достатку народы населяли поволжский регион

Никогда прежде выставки костюма, в том числе и крестьянского, в Нижнем Новгороде не проводили. На нынешнюю «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» собрали 60 экспонатов: не только платья и сарафаны, но целые одежные «комплексы», включающие обувь, ювелирные украшения, аксессуары (платки, шали), предметы быта, ремесленный инвентарь, музыкальные инструменты, фотографии, картины Константина Маковского и Федота Сычкова.

Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Выставка дает представление, насколько разные по верованиям и достатку народы населяли поволжский регион. Зритель увидит украшенную золотным шитьем одежду старообрядцев села Чернуха Арзамасского района, богатый праздничный костюм важного торгового села Безводное, скромные одежды русских крестьян из Вознесенского района, считавшегося медвежьим углом, оторванным от городских и сельских центров, наряды мордвы-терюхан. В музее надеются, что выставка даст толчок углубленному изучению истории края.

Справка
Организаторы и участники

Выставку «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» готовили совместно многие музеи России, от крупнейших до краеведческих. Организаторы: Нижегородский государственный художественный музей, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Участники: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Российский этнографический музей (Санкт-Петербург), Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи (Саранск), Историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области, Краеведческий музей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, Краеведческий музей Краснооктябрьского района Нижегородской области, частные коллекционеры, Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор».

Еще…

Триггером проекта стал тот факт, что 2022 год объявлен в России Годом народного искусства и материально-культурного наследия, а костюм — яркое этого наследия воплощение. Автором идеи выступил директор Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) Роман Жукарин, российское музейное сообщество его начинание поддержало. Экспонаты приехали в Нижний Новгород из дюжины российских музеев, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга.

В насыщенных цветом интерьерах, в современных витринах, с хорошим освещением и на длинноногих манекенах (выставочный дизайн здесь отличный) этнографический материал заблистал, как произведения от-кутюр.

«Подготовка выставки была непростой, так как тема мало изучена, — рассказала куратор Ирина Маршева. — Пик этнографических экспедиций по Поволжью пришелся на советское послевоенное время, а тогда существовал упрощенный, марксистско-ленинский взгляд на крестьянство как на самый угнетенный и нищий класс. Мы же через костюм показываем, что это далеко не так. В нашем крае, например, широко представлена золотная вышивка. Обычно в России золотом вышивали церковное облачение или женские головные уборы, а в Поволжье золотым рисунком покрывали душегреи. Еще через костюмы мы смогли определить самый популярный в народе религиозный праздник в Поволжье, им оказались не Пасха или Рождество, а Троица!»

Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

На выставке показан преимущественно праздничный женский костюм, так как именно он лучше всего сохранился: такие одежды, нередко венчальные, стоили дорого и их берегли. Мужской же костюм включал вышитую рубаху, пиджак и пояс. Мужских порток, например, почти не сохранилось.

Нижегородский государственный художественный музей, Манеж (Кремль, корпус 1а)
«Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме»
До 20 ноября 2022 года

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+