The Art Newspaper Russia
Поиск

100 лет в павильоне

COURTESY: STELLA ART FOUNDATION

COURTESY: STELLA ART FOUNDATION

В книге об истории русского присутствия на Венецианской биеннале впервые собраны воедино информация о художниках и кураторах, отзывы прессы, архивные фотографии и просто курьезные факты.

Книга, выпущенная Stella Art Foundation, фондом Стеллы Кесаевой, комиссара российского павильона на двух последних Венецианских биеннале, оказалась не только чрезвычайно полезной — собранного в ней фактического материала больше нигде не найти, — но и интересной. Издание приурочено к 100-летию павильона России в Венеции, которое будет праздноваться в следующем, 2014 году.

Удивительно, однако это иллюстрированное научно-документальное издание читается легко, тем более что большинство текстов здесь коротки: 600 страниц с картинками занимает раздел Хронология. В этом разделе в нескольких абзацах представлен каждый год Венецианской биеннале — с первой 1895 года до последней, пятьдесят пятой, еще идущей. Указана тема каждой биеннале, ее куратор, куратор павильона России, описана его экспозиция, перечислены русские художники, участвовавшие во всех мероприятиях смотра, упомянуты отзывы прессы. Почти за каждым, казалось бы кратким, набором фактов просматривается сюжет с интригой. Так, в 1977 году в Венеции прошла внеплановая биеннале, посвященная неофициальному искусству СССР и стран Восточной Европы. Советские власти, разумеется, ее бойкотировали. «Биеннале диссидентов» выглядела необычно: стремясь показать как можно больше запрещенного искусства, кураторы не только представили работы, вывезенные на Запад, но и фотографии произведений, оставшихся в Советском Союзе. Иногда за скупыми сведениями лишь догадываешься о тайных страстях. Например, в советское время наш павильон не только открывался с опозданием (вечная бюрократическая неорганизованность), но и был забит до отказа: художникам очень хотелось продать побольше работ.

История отечественного присутствия на Венецианской биеннале проанализирована в статьях авторитетнейших искусствоведов и критиков. Фаина Балаховская собрала материалы об обстоятельствах первого появления на биеннале художников из СССР в 1924 году. Задача у молодой советской власти стояла не пропагандировать революционную доктрину, а именно представить русское искусство (живо, не загублено); оказалось, что оно неплохо продавалось. О павильоне СССР в годы холодной войны написал Андрей Ковалев, заметив, что в Венецию привозили художников, подвергавшихся критике, но европейскому зрителю и мастера «сурового стиля» казались конформистами. «В 1920-х и 1930-х годах советский павильон вызывал горячие споры. В 1950-х и в начале 1960-х — как минимум ироническую усмешку. Но потом его просто перестали замечать».

Постсоветскую ситуацию с русскими на венецианском rendez-vous препарирует Екатерина Деготь. Она жестко критикует заблуждения кураторов, журналистов и художников. Досталось всем: комиссару (1995) и куратору (2003) нашего павильона Виктору Мизиано за интеллектуальный снобизм и пренебрежение к художникам, куратору российского проекта на биеннале в Венеции в 2007 и 2009 годах Ольге Свибловой за «аккумулирование зрелищных произведений» и прославление неокапитализма, лично художнику Вадиму Захарову, дважды представлявшему Россию в Венеции в 2001 и 2013 годах, — за «порочную» связь с бизнесом.

Особенно интересными оказались статьи Маттео Бертеле о русских художниках в Венеции до революции и в 1920–1940-х годах. Избегая оценок и тем более обвинений, он рассказывает о том, как на биеннале принимали Илью Репина, о проблемах художников-эмигрантов, которых не могла выставить ни одна страна (у них не было гражданства), о политизированных выставках времен Муссолини. Он же составил первую половину Хронологии; в отличие от второй, там приведены высказывания итальянских критиков о русских художниках, любопытные.

Автору-составителю Николаю Молоку пришлось труднее: он вынужден был приводить в своих статьях того же раздела сведения из советских газет, всегда утверждавших торжество гуманистического искусства над упадническим. Интеллектуально венчает в высшей степени нужную и интересную книгу статья Бориса Гройса об актуальном смысле нынешних биеннале, когда нет политического противостояния идеологий, конфронтации официального и диссидентского искусства, национальных различий тоже нет. Главные люди на биеннале — кураторы, администраторы от искусства. В результате посетитель выставок в национальных павильонах по их организации может судить, как обустроена страна. Неожиданный вывод.

Книга вообще полна удивительных фактов. Например, что высшую награду биеннале только однажды получил русский художник: Борис Кустодиев в 1907 году. Или что — утешайтесь молодые и дерзкие! — с первой попытки не смог попасть в участники биеннале сам Василий Кандинский.

Просмотры: 2579
Популярные материалы
1
13 способов сделать искусство дома
Следуя инструкциям музеев и художников, каждый может своими руками создать шедевр. Мы собрали для вас предложения, подходящие и для детей, и для взрослых.
20 мая 2020
2
Российские музеи начнут работать 1 июня
Это касается отдельных регионов, в Москве и Санкт-Петербурге публику ждут в начале июля.
22 мая 2020
3
Ольга Чернышёва: «Меня примагничивает к людям, которые с виду ничего не делают»
Ольга Чернышёва — художник известный и востребованный, была участницей основного проекта Венецианской биеннале, выставлялась в павильоне России. Она рассказала о новых проектах и о том, за что ценит скромного русского классика Леонида Соломаткина.
20 мая 2020
4
Полный онлайн: аукцион русского искусства Christie’s впервые пройдет в Cети
Коллекционеры смогут делать ставки на работы Абрама Архипова, Веры Рохлиной, Василия Шухаева и фирмы Фаберже с 1 по 21 июля.
20 мая 2020
5
Наследие Рафаэля пополнилось двумя фигурами
Аллегории Правосудия и Дружбы в зале Константина в станцах Рафаэля в Ватикане оказались написанными рукой самого мастера. Это удалось доказать в результате проведенной расчистки росписей.
21 мая 2020
6
Каподимонте и Галерея Боргезе открылись, Уффици — приготовиться!
Почти сразу после объявления итальянским правительством чрезвычайных мер поддержки особым «декретом перезапуска» министр культуры Италии Дарио Франческини дал зеленый свет и открытию музеев.
22 мая 2020
7
Выставки месяца в Германии
Музеи Германии снова открыты! В берлинской Картинной галерее представили пять мадонн Рафаэля, Музей «Брюкке» показывает Макса Клауса, франкфуртский Ширн Кунстхалле отдан сюрреалисткам, а в Лейпциге вводят в европейский контекст Макса Клингера.
20 мая 2020
8
В Вене открывается Альбертина Модерн
Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие.
25 мая 2020
9
МоМА вступил в борьбу за спасение стены с рисунком Пикассо в Осло
«Рабочие уже начали сверлить, и это пугает, потому что, как только они начнут двигать мурал, он треснет», — говорит дочь норвежского художника Карла Нешара, который наносил на бетон рисунок Пикассо.
19 мая 2020
10
Снимки — не то, чем кажутся
«Фотография как современное искусство» — первое русскоязычное издание книги англичанки Шарлотты Коттон, много лет исследующей историю светописи.
22 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru