The Art Newspaper Russia
Поиск

100 лет в павильоне

COURTESY: STELLA ART FOUNDATION

COURTESY: STELLA ART FOUNDATION

В книге об истории русского присутствия на Венецианской биеннале впервые собраны воедино информация о художниках и кураторах, отзывы прессы, архивные фотографии и просто курьезные факты.

Книга, выпущенная Stella Art Foundation, фондом Стеллы Кесаевой, комиссара российского павильона на двух последних Венецианских биеннале, оказалась не только чрезвычайно полезной — собранного в ней фактического материала больше нигде не найти, — но и интересной. Издание приурочено к 100-летию павильона России в Венеции, которое будет праздноваться в следующем, 2014 году.

Удивительно, однако это иллюстрированное научно-документальное издание читается легко, тем более что большинство текстов здесь коротки: 600 страниц с картинками занимает раздел Хронология. В этом разделе в нескольких абзацах представлен каждый год Венецианской биеннале — с первой 1895 года до последней, пятьдесят пятой, еще идущей. Указана тема каждой биеннале, ее куратор, куратор павильона России, описана его экспозиция, перечислены русские художники, участвовавшие во всех мероприятиях смотра, упомянуты отзывы прессы. Почти за каждым, казалось бы кратким, набором фактов просматривается сюжет с интригой. Так, в 1977 году в Венеции прошла внеплановая биеннале, посвященная неофициальному искусству СССР и стран Восточной Европы. Советские власти, разумеется, ее бойкотировали. «Биеннале диссидентов» выглядела необычно: стремясь показать как можно больше запрещенного искусства, кураторы не только представили работы, вывезенные на Запад, но и фотографии произведений, оставшихся в Советском Союзе. Иногда за скупыми сведениями лишь догадываешься о тайных страстях. Например, в советское время наш павильон не только открывался с опозданием (вечная бюрократическая неорганизованность), но и был забит до отказа: художникам очень хотелось продать побольше работ.

История отечественного присутствия на Венецианской биеннале проанализирована в статьях авторитетнейших искусствоведов и критиков. Фаина Балаховская собрала материалы об обстоятельствах первого появления на биеннале художников из СССР в 1924 году. Задача у молодой советской власти стояла не пропагандировать революционную доктрину, а именно представить русское искусство (живо, не загублено); оказалось, что оно неплохо продавалось. О павильоне СССР в годы холодной войны написал Андрей Ковалев, заметив, что в Венецию привозили художников, подвергавшихся критике, но европейскому зрителю и мастера «сурового стиля» казались конформистами. «В 1920-х и 1930-х годах советский павильон вызывал горячие споры. В 1950-х и в начале 1960-х — как минимум ироническую усмешку. Но потом его просто перестали замечать».

Постсоветскую ситуацию с русскими на венецианском rendez-vous препарирует Екатерина Деготь. Она жестко критикует заблуждения кураторов, журналистов и художников. Досталось всем: комиссару (1995) и куратору (2003) нашего павильона Виктору Мизиано за интеллектуальный снобизм и пренебрежение к художникам, куратору российского проекта на биеннале в Венеции в 2007 и 2009 годах Ольге Свибловой за «аккумулирование зрелищных произведений» и прославление неокапитализма, лично художнику Вадиму Захарову, дважды представлявшему Россию в Венеции в 2001 и 2013 годах, — за «порочную» связь с бизнесом.

Особенно интересными оказались статьи Маттео Бертеле о русских художниках в Венеции до революции и в 1920–1940-х годах. Избегая оценок и тем более обвинений, он рассказывает о том, как на биеннале принимали Илью Репина, о проблемах художников-эмигрантов, которых не могла выставить ни одна страна (у них не было гражданства), о политизированных выставках времен Муссолини. Он же составил первую половину Хронологии; в отличие от второй, там приведены высказывания итальянских критиков о русских художниках, любопытные.

Автору-составителю Николаю Молоку пришлось труднее: он вынужден был приводить в своих статьях того же раздела сведения из советских газет, всегда утверждавших торжество гуманистического искусства над упадническим. Интеллектуально венчает в высшей степени нужную и интересную книгу статья Бориса Гройса об актуальном смысле нынешних биеннале, когда нет политического противостояния идеологий, конфронтации официального и диссидентского искусства, национальных различий тоже нет. Главные люди на биеннале — кураторы, администраторы от искусства. В результате посетитель выставок в национальных павильонах по их организации может судить, как обустроена страна. Неожиданный вывод.

Книга вообще полна удивительных фактов. Например, что высшую награду биеннале только однажды получил русский художник: Борис Кустодиев в 1907 году. Или что — утешайтесь молодые и дерзкие! — с первой попытки не смог попасть в участники биеннале сам Василий Кандинский.

Просмотры: 3077
Популярные материалы
1
Эрмитаж призывают беречь детей от обнаженных статуй
Это не первый случай, когда посетителей российских музеев и галерей возмущают произведения в жанре ню. Пиотровский ответил недовольным.
08 апреля 2021
2
Драгоценный космос: Надя Леже в Музеях Кремля
В честь юбилея полета Юрия Гагарина Музеи Московского Кремля впервые представляют авангардную коллекцию украшений Нади Леже, созданную полвека назад и посвященную первому космонавту.
09 апреля 2021
3
Джо Викери обещает навести культурные мосты между Россией и миром
Эксперт по русскому искусству Джо Викери рассказала о своей миссии в агентстве Vickery Art и на посту главного редактора Russian Art Focus.
08 апреля 2021
4
Космический мир Марины Федоровой
Известная российская художница Марина Федорова покоряет Землю и космос, а мир Cosmodreams показывают в парке «Зарядье».
12 апреля 2021
5
У Лувра может смениться глава
Над президентом крупнейшего музея Франции Жан-Люком Мартинесом, контракт которого заканчивается, сгущаются тучи.
07 апреля 2021
6
Коллекция Центра Помпиду отправится на гастроли, пока тот будет закрыт на ремонт
Турне крупнейшего в Европе собрания модернизма и современного искусства, насчитывающего 120 тыс. работ, позволит кураторам сохранить свои рабочие места.
06 апреля 2021
7
12 парижан в Ярославле — от Жоржа Сёра до Мориса Утрилло
Самая ранняя работа на выставке в Ярославском художественном музее — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке.
07 апреля 2021
8
18 супов восхитили Марину Абрамович
Их рецепты опубликованы в книге «18 супов. Доктор Нонна Бреннер».
08 апреля 2021
9
«Женщина, сидящая у окна» Пикассо выставлена на торги Christie’s за $55 млн
В прошлый раз произведение 1932 года было продано в 2013 году по нижнему эстимейту за $44,8 млн.
08 апреля 2021
10
Бывший доходный дом на Зубовском бульваре начали заселять тенями писателей
Выставкой о Мандельштаме в Москве открылся Музей истории литературы ХХ века.
07 апреля 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru