18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Танцы светлячков и времени

Создающая эффект погружения инсталляция Роберта Майера — первый заказ швейцарского производителя часов Audemars Piguet.

В этом году Робин Майер привез на Art Basel светлячков, светодиодные лампочки и сверчков. Живущий в Париже художник и композитор швейцарского происхождения соединил эти элементы в новую масштабную, создающую эффект погружения инсталляцию в Фолькхаусе в центре Базеля. Произведение, носящее название «Синхронность», стало первым художественным заказом швейцарского производителя элитных часов Audemars Piguet. Работе Майера и ее концепции была посвящена дискуссия Синхронность не совпадение: диалог искусства и науки, которая прошла сегодня в рамках ярмарки Art Basel. Ее модератором стала генеральный директор The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс, участниками Робин Майер, Майкл Гринфилд из Исследовательского института биологии насекомых в Университете Тура и Майкл Фридман, историк Audemars Piguet.

В основе инсталляции лежит интерес Майера к ритмическим структурам в природе и к возникновению коллективного интеллекта. Внутри большого неосвещенного шатра посетители видят мерцающих светлячков, вспыхивающих вместе с ритмично загорающимися светодиодами. «Искусственный интеллект (то есть лампочки. — TANR) будет взаимодействовать с коллективным интеллектом насекомых», — говорит Майер, который занимался анализом алгоритмов, связанных с естественным поведением светлячков.

Играет музыка, и все, включая сверчков, движется в общем ритме. «Я понял, что природные явления можно симулировать на компьютере. Наблюдать за тем, как живые организмы устанавливают связь с машинами, — это захватывающее зрелище», — добавляет он.

Ведутся переговоры о том, чтобы показать эту инсталляцию в этом году в парижском Fondation d’Entreprise Ricard.

Способы смотреть

Независимый куратор и бывший директор Пале-де-Токио в Париже Марк-Оливье Валер, организовавший базельский заказ, говорит, что получить его Майеру помогла идея исследовать синхронность и «попытаться до некоторой степени показать существующий вне художественного мира определенный способ делать и смотреть на вещи».

Майер, который также занимается звуковым дизайном для Ircam/Центра Помпиду в Париже, является активным сторонником соединения искусства и науки. «Искусство — это способ говорить о науке более субъективно, — объясняет он. — Наука может быть способна, например, выявить, как возникают общества, но искусство — это способ выразить и понять полученный опыт».

Для создания инсталляции он привлек самый широкий круг источников и институций. В начале работы над заказом Майер посетил штаб-квартиру Audemars Piguet в Ле-Брассю в Швейцарии и познакомился со 140-летней традицией мастерства часовой фирмы. «Я ожидал увидеть сложное специальное оборудование, и меня поразило то, что все, оказывается, делается вручную», — говорит он. Процесс изготовления часов отлично вписался в концепцию синхронизации, которую разрабатывал художник.

Audemars Piguet помогли Майеру развить его проект, установив связь с учеными, специалистами в области генной инженерии, и такими организациями, как фонд Papiliorama в швейцарском Керцерсе, который занимается распространением информации о местной и тропической флоре и фауне. «Все светлячки потом вернуться в фонд», — заверил художник.

Тем временем Audemars Piguet расширяет свою художественную империю. В 2013 году компания стала «мировым ассоциированным партнером» Art Basel. В 2014-м представила новый стенд в Холле коллекционеров на швейцарской ярмарке. Его дизайн разработал Матье Леаннер из Франции. «В этом году на Art Basel будет представлена концепция холла авторства Леаннера», — объявила представитель компании.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+