18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почему русское искусство стало маргинальным?

№34
Материал из газеты

Русский арт-рынок еще не переживал столь существенного спада на фоне сочетания политического и экономического кризиса

Осенние русские торги ведущих аукционных домов не порадовали. Скажут: скачки свойственны любому рынку! Но современный арт-рынок еще не переживал столь существенного спада на фоне сочетания экономического и политического кризиса: в состоянии тревожного непонимания, куда идет страна, не так уж и хочется тратить деньги на искусство. Но мы постепенно адаптируемся. Это вообще счастливое свойство русского общества — быстро привыкать к ухудшению. Впрочем, это все обществоведение, а мы говорим о стратегическом тренде, о повсеместном падении интереса к бренду русского искусства. Как же случилось, что русское стало маргинальным на международном рынке, а покупают его только русские коллекционеры?

Русское искусство и зарубежные покупатели

На протяжении 70 советских лет художественный рынок был монополизирован государством. Большинство работ ведущих мастеров целенаправленно поступали в музейные фонды по системе госзаказа, и почти все они осели в запасниках. На международной арене русское и советское искусство было представлено необъективно. Оно выполняло чисто пропагандистскую роль. Западным музеям и коллекционерам было неинтересно собирать то, что предъявлялось в качестве эталонного советского искусства: оно было политизировано, а художники, оформители советской идеологической доктрины, были не обязательно лучшими представителями художественных сил нашей страны. Старое русское искусство за рубежом показывали мало, и крупнейшие русские мастера оказались на обочине истории европейского искусства и не попали в поле зрения музейных кураторов. Если нашего национального искусства нет ни в одном крупном мировом музее, то и рынок отказывается его замечать, воспринимая это отсутствие как знак провинциализма русских мастеров. «Не вписались» художники «Мира искусства» и «Бубнового валета», мало кто знает великого Михаила Врубеля, не нашлось места мастерам ОСТа. В мировую историю искусства ХХ века попали лишь лидеры авангарда Казимир Малевич и Любовь Попова, ассимилированные западным художественным сознанием выходцы из России Василий Кандинский, Алексей Явленский, Марк Шагал, Наталия Гончарова, Александра Экстер и еще очень короткий список имен. Именно этих мастеров вместо аукционов русского искусства постоянно включают в интернациональные торги искусства импрессионистов и модернистов, и там их покупают западные коллекционеры. В целом мир считает наше искусство интересным исключительно для носителей русской культуры. Ведь абсолютное большинство участников русских аукционов — наши соотечественники. И рекорды этих аукционов создавались за счет русских денег. В России проблемы? Кривая русского рынка автоматически следует графикам, отражающим состояние отечественной экономики и общества. То есть русский рынок никем, кроме как русскими, не поддерживается. Стоит ли удивляться ситуации на торгах в ноябре?

Западное искусство и русские покупатели

Русская элита, обладающая огромными капиталами, расселилась по миру и уже давно, с 1990-х годов, прилагает немалые усилия, чтобы интегрировать себя в местные элиты. Но можно ли рассматривать коллекцию русского искусства, развешанную по стенам «зарубежной недвижимости», как эффективный инструмент социализации? Думаю, что нет. О чем местному скажут имена Алексея Саврасова, Бориса Кустодиева, Константина Коровина и даже Валентина Серова? Такие бренды там неизвестны и непонятны, о них не написано книг, не сказано в учебниках, их нет в музеях. Вывод понятен: надо покупать те произведения искусства, с помощью которых можно выстраивать диалог с соседями по дорогому кварталу. Если на русские бренды нет реакции, то на старых мастеров, импрессионистов, модернистов или, само собой, героев contemporary понимающие легко найдутся. Из-за этого русский рынок постепенно теряет своих лояльных клиентов, живущих за пределами России.

Русское искусство и русские покупатели

Русский художественный рынок держался на условной тысяче Forbes, семидесятниках-восьмидесятниках, начавших свой коллекционерский путь в 1990-х или 2000-х годах. Это были люди иногда культурные, иногда внекультурные, но с эстетической программой, основанной на школьной хрестоматии. До недавнего времени они определяли главные настроения на русском рынке.

Начиная с 2000-х годов возник мощный тренд на современное искусство, который составил главную конкуренцию традиционному собирательству собственно русского. И то и другое росло в цене и вызвало в Москве галерейный бум, олицетворяемый расцветом «Винзавода», Artplay и всяческих салонов. Но 2008–2010 годы послужили порогом, после которого люди, склонные к собирательству contemporary, стали уезжать, увозя с собой немалые коллекции, капиталы и любовь к современному искусству. Русский рынок современного лишился значительной части своей аудитории. При этом рынок старого русского искусства держался крепко и вплоть до 2012–2013 годов порою поражал рекордами, которые ставились как на аукционных торгах, так и на сером столичном рынке.

Но вот разразилась Украина. Люди, поддерживающие основной спрос на искусство внутри страны, понесли финансовые и моральные потери и снизили свою активность. Существенное влияние на рынок оказало и изменение политического тренда.

Сейчас мы видим, что расцвет рынка современного искусства пришелся на период президентства Дмитрия Медведева, а с переходом его на должность премьер-министра главенствовать стали консервативные настроения, причем те, кто финансово олицетворяет этот тренд, сейчас настолько сконцентрированы на политической жизни и экономике, что им не до коллекционирования.

Ресурсы русского рынка

1. Русское искусство должно быть органично вписано в мировой историко-художественный контекст. Эта задача, в равной степени политическая и культурная, достойна того, чтобы стать одним из приоритетов внешней политики. Предложенное Константином Эрнстом новаторское решение стилистики открытия Олимпиады в Сочи показало, что визуальное эсперанто русского мира основано на русском авангарде. Добавив к нему с разных сторон искусство Серебряного века и советский модернизм, мы получим хоть и не исчерпывающий, но увлекательный и красочный рассказ о визуальной культуре нашей страны в ХХ веке.

2. Знаковым культурно-политическим событием стало недавнее открытие выставки Русский модернизм. Пересечения русского и немецкого искусства из собрания Петра Авена в нью-йоркской галерее Neue Galerie. Наглядное сопоставление высококлассных произведений авторов, известных и неведомых зрителю, на одной из ключевых площадок Америки не может не развернуть коллекционеров в сторону русского искусства. Большое значение имеет деятельность Игоря Цуканова, Стеллы Кесаевой и Терезы Мавики, продвигающих в западный галерейный и музейный мир современных русских художников.

3. Важнейшим событием в истории русского искусства второй половины века стал русский Sotheby’s 1988 года в Москве. Его успех оказал огромное влияние на судьбу нескольких художественных поколений и в корне изменил конъюнктуру рынка. Я считаю, что в случае потепления международной обстановки подобное событие могло бы сыграть важную роль в пропаганде русского искусства в мире. Вряд ли кто-то будет спорить, что аукционные рекорды влияют на массовое сознание куда сильнее даже самых мощных выставочных проектов.

4. Сегодня в России активно открываются частные музеи и фонды, известны проекты и за пределами России. Они имеют и будут иметь закупочные бюджеты. Чем амбициознее их планы, тем острее конкуренция и выше напряжение на художественном рынке. Я вижу в этих институциях один из тех ресурсов, с которыми связываю надежду на восстановление и развитие. Не только рынка, но и всей художественной жизни. Сегодня частные музеи сконцентрированы в двух столицах. В ближайшие пять-десять лет они станут модными и социально востребованными в регионах, идея овладеет сознанием региональных элит, и тогда к этим первым частным музейным институциям присоединятся десятки других с деньгами, амбициями, кураторскими программами на поприще как старого, так и современного искусства.

Что может сделать государство

Участникам рынка — музеям, коллекционерам, дилерам, экспертам, логистам — важна политическая, законодательная и административная поддержка. Общество давно нуждается в законе о меценатстве, в срочной замене действующего закона о ввозе и вывозе культурных ценностей.

Министерство культуры многие десятилетия ведет закупочную политику. Она всегда отличалась бюджетной скудностью и информационной скромностью. Но вот в ответ на просьбы музеев президент Владимир Путин выделил на 2014 год 1 млрд руб., на тот момент эквивалентный $30 млн. Для русского рынка огромная сумма! Скудным такой бюджет не назовешь, а вот информационная скромность осталась. Как, когда, на что были потрачены эти рекордные средства? У государства есть большой финансовый ресурс, воздействующий на художественную жизнь в целом и на художественный рынок в частности. Мы не можем этого не учитывать.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+