The Art Newspaper Russia
Поиск

Цель – выставки, оправдывающие средства

Стратегическое планирование в условиях кризиса должно учитывать массу дополнительных факторов

Стратегическое планирование в условиях кризиса должно учитывать массу дополнительных факторов

Напряженная политическая ситуация последнего года, помноженная на только еще начинающийся экономический кризис, ударила и по российским музеям. Некоторым из них пришлось спешно переверстывать бюджет, кому-то — пересматривать выставочный план на год, вычеркивая из него сорвавшиеся зарубежные проекты, и практически всем — искать финансовой помощи спонсоров (напомним, что в начале года бюджет Министерства культуры РФ сократили на 10%).

«На нас сильнее влияет экономический кризис, чем политические неурядицы, — сообщил TANR генеральный директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин. — Наши финансовые доноры сегодня не готовы оказывать такую же поддержку, как раньше, поэтому приходится включать режим жесткой экономии, в том числе сокращать сотрудников, что самое неприятное. Бюджет ГЦСИ на 2015 год — 203 млн руб., плюс правительство должно выделить дополнительные средства на проведение симпозиума „Аланика“ и Уральской биеннале современного искусства. На работу в регионах, где у нас семь филиалов, денег почти нет, выделенных 1,9 млн руб. не хватает даже на обязательные платежи по содержанию музейных помещений. Очевидно, придется отказываться от ряда проектов».

В Московском музее современного искусства (ММОМА) ситуация лучше: массовых сокращений пока не предвидится, выставочный план остается без изменений. В рамках оптимизации расходов здесь убрали единый билет, действовавший во всех московских филиалах музея, заменив единоразовым, и одновременно подняли цены.

«Партнеры, которые всегда нас поддерживали, например компания „Новатэк“, продолжают помогать, — говорит исполнительный директор ММОМА Василий Церетели, — но приходится прикладывать все больше усилий, чтобы не отменить ни один из запланированных проектов, а значит, привлекать дополнительные внебюджетные средства».

Положительный результат сегодняшнего кризиса для институций, связанных с современным искусством, — солидарность, которой прежде не было, считает куратор, главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано. «В условиях напряженной общественно-политической ситуации ежедневная работа музеев становится все более нервозной и менее вдохновенной, из-за этого многие деятели культуры начинают искать работу за границей, другие площадки для своих проектов, — говорит Мизиано. — С проблемой недофинансирования музеев, сокращением сотрудников я столкнулся, готовя несколько проектов для ГЦСИ и ММОМА. Но ведь и частные спонсоры умеряют свои щедроты. Многие предприниматели переносят производства на европейские рынки и скорее заинтересованы в спонсировании тамошних культурных институций, поскольку это создает важный для западного бизнеса символический капитал».

Крупные федеральные музеи пока чувствуют себя лучше других. Так, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина TANR рассказали, что ни кризис, ни политическая обстановка на его планы не повлияли, с зарубежными партнерами связи не только не ослабли, но «активизируются». Все запланированные выставки состоятся, музей уже намечает проекты на 2016 и 2017 годы. В Государственном Эрмитаже также подтвердили, что «выставочный план на текущий год остается в силе».

Бывшая глава Музейно-выставочного центра «РОСИЗО», а ныне директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова уверена: самый сильный удар придется по региональным площадкам, большие столичные музеи сумеют перераспределить силы. «В РОСИЗО ни один проект за прошедший год не был отменен, — объясняет она. — Все договоренности о привозе произведений искусства в Москву были выполнены, несмотря на то что они подписывались в очень сложные политические моменты: один, с Имперским военным музеем в Лондоне, сразу после присоединения Крыма, а другой, с амстердамским Стеделейк-музеем, — после падения малазийского „Боинга“».

Третьяковская галерея, которую Зельфира Трегулова возглавила в феврале, оказалась в более тяжелом положении. Летом польское правительство отказалось от планов перекрестного Года культуры России — Польши, соответственно, отменились все связанные с ним проекты, в том числе большая ретроспектива Генриха Семирадского в Третьяковке. Все остальные международные проекты музея остаются в силе. Так, на следующий год запланирована большая выставка совместно с лондонской Национальной портретной галереей.

Куда сложнее ситуация на местах. «В этом году у нас было запланировано четыре больших проекта в регионах, в частности открытие филиала Третьяковской галереи в Новосибирске, куда во время вой­ны эвакуировали коллекцию галереи, — говорит директор ГТГ, — но выставка отменилась из-за нехватки средств. То же самое произошло с тремя другими проектами. Музеи сегодня все больше рассчитывают на спонсорскую помощь, и, для того чтобы ее не лишиться, им потребуются серьезные усилия по созданию высококлассных выставок, от поддержки которых бизнесу будет трудно отказаться».

Просмотры: 4134
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне
Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше.
16 августа 2019
3
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
4
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
5
Классический выбор гения вкуса
Итальянская миссия архитектора Николая Львова — звезды эпохи Просвещения, построившего Приорат в Гатчине, пирамиды в усадьбах, церкви в виде кулича и пасхи.
16 августа 2019
6
В Стеделейк-музее показывают выставку «Гибридная скульптура»
На ней объединились работы Изы Генцкен, Джеффа Кунса, Томаса Хиршхорна и других художников.
15 августа 2019
7
В Музее Гуггенхайма изучают уличное искусство и протест начала 1980-х
Выставка состоит из двух десятков произведений Жан-Мишеля Баскиа и его современников, которые почти незаметно стали историей.
15 августа 2019
8
Выставка фонда IN ARTIBUS приехала в Новосибирск
Проект «Под одним небом» объединил произведения французских и русских художников XIX–XX веков.
16 августа 2019
9
Работы Мартина Киппенбергера и Марии Лассниг встретились в Мюнхене
Произведения художников проводят тотальный Body Check в Городской галерее в доме Ленбаха.
15 августа 2019
10
Екатерина II едет в Царицыно
В музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка, где можно будет увидеть портрет Екатерины II работы Дмитрия Левицкого, отреставрированный при поддержке Corinthia Hotels.
15 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru