The Art Newspaper Russia
Поиск

Цель – выставки, оправдывающие средства

Стратегическое планирование в условиях кризиса должно учитывать массу дополнительных факторов

Стратегическое планирование в условиях кризиса должно учитывать массу дополнительных факторов

Напряженная политическая ситуация последнего года, помноженная на только еще начинающийся экономический кризис, ударила и по российским музеям. Некоторым из них пришлось спешно переверстывать бюджет, кому-то — пересматривать выставочный план на год, вычеркивая из него сорвавшиеся зарубежные проекты, и практически всем — искать финансовой помощи спонсоров (напомним, что в начале года бюджет Министерства культуры РФ сократили на 10%).

«На нас сильнее влияет экономический кризис, чем политические неурядицы, — сообщил TANR генеральный директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин. — Наши финансовые доноры сегодня не готовы оказывать такую же поддержку, как раньше, поэтому приходится включать режим жесткой экономии, в том числе сокращать сотрудников, что самое неприятное. Бюджет ГЦСИ на 2015 год — 203 млн руб., плюс правительство должно выделить дополнительные средства на проведение симпозиума „Аланика“ и Уральской биеннале современного искусства. На работу в регионах, где у нас семь филиалов, денег почти нет, выделенных 1,9 млн руб. не хватает даже на обязательные платежи по содержанию музейных помещений. Очевидно, придется отказываться от ряда проектов».

В Московском музее современного искусства (ММОМА) ситуация лучше: массовых сокращений пока не предвидится, выставочный план остается без изменений. В рамках оптимизации расходов здесь убрали единый билет, действовавший во всех московских филиалах музея, заменив единоразовым, и одновременно подняли цены.

«Партнеры, которые всегда нас поддерживали, например компания „Новатэк“, продолжают помогать, — говорит исполнительный директор ММОМА Василий Церетели, — но приходится прикладывать все больше усилий, чтобы не отменить ни один из запланированных проектов, а значит, привлекать дополнительные внебюджетные средства».

Положительный результат сегодняшнего кризиса для институций, связанных с современным искусством, — солидарность, которой прежде не было, считает куратор, главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано. «В условиях напряженной общественно-политической ситуации ежедневная работа музеев становится все более нервозной и менее вдохновенной, из-за этого многие деятели культуры начинают искать работу за границей, другие площадки для своих проектов, — говорит Мизиано. — С проблемой недофинансирования музеев, сокращением сотрудников я столкнулся, готовя несколько проектов для ГЦСИ и ММОМА. Но ведь и частные спонсоры умеряют свои щедроты. Многие предприниматели переносят производства на европейские рынки и скорее заинтересованы в спонсировании тамошних культурных институций, поскольку это создает важный для западного бизнеса символический капитал».

Крупные федеральные музеи пока чувствуют себя лучше других. Так, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина TANR рассказали, что ни кризис, ни политическая обстановка на его планы не повлияли, с зарубежными партнерами связи не только не ослабли, но «активизируются». Все запланированные выставки состоятся, музей уже намечает проекты на 2016 и 2017 годы. В Государственном Эрмитаже также подтвердили, что «выставочный план на текущий год остается в силе».

Бывшая глава Музейно-выставочного центра «РОСИЗО», а ныне директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова уверена: самый сильный удар придется по региональным площадкам, большие столичные музеи сумеют перераспределить силы. «В РОСИЗО ни один проект за прошедший год не был отменен, — объясняет она. — Все договоренности о привозе произведений искусства в Москву были выполнены, несмотря на то что они подписывались в очень сложные политические моменты: один, с Имперским военным музеем в Лондоне, сразу после присоединения Крыма, а другой, с амстердамским Стеделейк-музеем, — после падения малазийского „Боинга“».

Третьяковская галерея, которую Зельфира Трегулова возглавила в феврале, оказалась в более тяжелом положении. Летом польское правительство отказалось от планов перекрестного Года культуры России — Польши, соответственно, отменились все связанные с ним проекты, в том числе большая ретроспектива Генриха Семирадского в Третьяковке. Все остальные международные проекты музея остаются в силе. Так, на следующий год запланирована большая выставка совместно с лондонской Национальной портретной галереей.

Куда сложнее ситуация на местах. «В этом году у нас было запланировано четыре больших проекта в регионах, в частности открытие филиала Третьяковской галереи в Новосибирске, куда во время вой­ны эвакуировали коллекцию галереи, — говорит директор ГТГ, — но выставка отменилась из-за нехватки средств. То же самое произошло с тремя другими проектами. Музеи сегодня все больше рассчитывают на спонсорскую помощь, и, для того чтобы ее не лишиться, им потребуются серьезные усилия по созданию высококлассных выставок, от поддержки которых бизнесу будет трудно отказаться».

Просмотры: 4063
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
3
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
4
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
5
Музею Рублева грозит полное выселение из Спасо-Андроникова монастыря
Будущее музея обсуждалось на заседании комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом, состоявшемся в Минкультуры РФ.
17 июня 2019
6
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
7
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
8
Медиамагнат Патрик Драи приобрел Sotheby’s за $3,7 млрд
Таким образом, Sotheby’s, акции которой торговались на нью-йоркской фондовой бирже в течение 31 года, вновь станет частной компанией.
18 июня 2019
9
Клип для певицы Билли Айлиш повторяет произведения Маурицио Каттелана
Судя по всему, режиссер клипа Дейв Мейерс использовал образы, позаимствованные у художников — и не в первый раз.
14 июня 2019
10
Выставку «Александр Яковлев. Восток» показывают в галерее «Наши художники»
Неутомимый путешественник, художник объехал полмира, а его картины, написанные по мотивам поездок в Африку и на Восток, подкупают своей непосредственностью.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru