The Art Newspaper Russia
Поиск

Особняк нонконформизма

Частное собрание работ Анатолия Зверева покажут на трех этажах московского особняка. Четвертый этаж займет кафе

Анатолий Зверев. Пейзаж с церковью. 1958. Картон, масло

Анатолий Зверев. Пейзаж с церковью. 1958. Картон, масло

Музей Зверева (Музей АЗ) готовится к открытию. Художник Анатолий Зверев (1931–1986) — один из важнейших героев плеяды нонконформистов-шестидесятников. Поэтому публика ждала открытия музея с конца прошлого года, но оно все время отодвигалось. Однако наконец назначена окончательная дата премьеры: Музей АЗ открывается 27 мая.
«Строительство — процесс вообще долгий, а в российских условиях еще и непредсказуемый», — сетует по поводу задержек генеральный директор музея Наталия Опалева. Впрочем, торопить организаторов музея некому: они сами себе начальство и инвесторы, а потому им простительно. Музей АЗ для современной России едва ли не уникальное явление, он построен целиком на частные деньги. Инициаторы его создания — Наталия Опалева, заместитель председателя правления Ланта-банка и одна из крупнейших акционеров золотодобывающего ОАО «Высочайший», и известная галеристка Полина Лобачевская.

Под музей было найдено и приобретено в частную собственность здание на 2-й Тверской-Ямской улице в районе метро «Маяковская». Исходя из стоимости особняков в Москве, можно предположить, что лишь его приобретение обошлось в $15–20 млн.

«Мы купили здание около трех лет назад и сразу стали разрабатывать проект музея. Это не мемориальный дом и не исторический памятник, двухэтажный особняк с мансардой построен уже в наши дни. Поэтому мы имели известную свободу маневра при планировочных решениях. Рассматривался даже вариант со сносом существующего здания, однако в итоге ограничились внутренними работами: хотелось открыть музей в обозримой перспективе, а не когда-нибудь…» — рассказывает Опалева.

Реконструкция заняла около двух лет. Процесс был тяжелым. Пришлось, например, менять лифт. Прежний был рассчитан на двух человек, новый (красивый стеклянный) — на 12. «Послали замеры изготовителю в Германию, лифт нам доставили, но оказалось, что шахту надо снова расширять: лифт не поместился. Любое строительство — это постоянные сюрпризы», — говорит гендиректор музея.

Объем полезных площадей в здании — 600 м2. Формат музея одного художника, как отмечает Наталия Опалева, большего и не предполагает. К тому же современные технологии позволяют сделать пространство емким с точки зрения количества размещенной информации.

Проект музея разработал дизайнер Анатолий Голышев — автор дизайн-проекта (совместно с Геннадием Синевым) недавней выставки Анатолия Зверева На пороге нового музея в Манеже, предвосхитившей нынешнее открытие.

«Голышев тогда очень точно воплотил наши представления о том, каким должен быть музей, и логично было доверить проект именно ему. Современный музей в нашем понимании должен активно использовать мультимедийные технологии. Надо сказать, что нынешняя эпоха отлично принимает Зверева. Мы судим об этом по тому количеству его работ, которыми заполнен Интернет. Получается: зритель чувствует этого художника даже через искажение виртуальности. Поэтому одна из стен в музее — это еще и экран. Таким образом мы как бы преодолеваем некоторую суженность пространства», — говорит арт-директор музея Полина Лобачевская.

При этом создатели Музея АЗ намерены продемонстрировать серьезность и консервативность в отношении своего детища. «Мы используем новые технологии, но оригинальные работы, как в любом традиционном собрании, обязательно будут экспонироваться. Покажем не только самого Зверева, но и художников его круга. Кроме того, уже запущена большая издательская программа, выпущена первая дюжина книг и альбомов с работами Анатолия Тимофеевича…» — рассказывает Опалева.

В 1999 году Полина Лобачевская представила выставку Зверева в Государственной Третьяковской галерее. Экспонировалось более 300 его работ. Предполагалось, что выставка продлится месяц, но это оказался тот редкий случай, когда по просьбам зрителей ее продлили еще на 30 дней. С тех пор популярность Зверева только росла.

Анатолий Зверев был необычайно плодовит. Им создано более 30 тыс. картин и иллюстраций. Художник писал портреты самых разных людей — от простых рабочих из Сокольников до генерального секретаря ООН. Он проиллюстрировал и немало литературных произведений от Апулея и Сервантеса до Андерсена и Гоголя (правда, его иллюстрации не печатались: Зверев не состоял в творческих организациях, а потому не мог сотрудничать с государственными издательствами).

Основа фонда музея — личная коллекция Наталии Опалевой — 500 работ. Еще более 600 картин и архивные материалы в дар музею передала Алика Костаки, дочь знаменитого греческого коллекционера Георгия Костаки. Всего же на данный момент собрано около 1,5 тыс. работ художника. Уже сейчас экспозиционные планы музея продуманы на три года вперед.

Из четырех этажей музейного здания три отданы под экспозицию, а на четвертом разместилось кафе. Первая задача, которую поставили себе организаторы премьерной выставки в новом музее, — познакомить широкий круг зрителей с личностью художника, с самым важным и значимым для него самого. Знакомство начнется с автопортретов Зверева — они будут занимать весь первый этаж. На втором этаже выставлено 27 портретов людей, окружавших художника: друзей, коллег, коллекционеров. Третий этаж отдан портретам Оксаны Асеевой — вдовы известного советского поэта, которая долгие годы была возлюбленной и музой Зверева. 

Просмотры: 5303
Популярные материалы
1
Министром культуры РФ назначена Ольга Любимова
Ранее она возглавляла департамент кинематографии Министерства культуры
21 января 2020
2
Южнокорейский бойз-бенд BTS запустил проект со звездами современного искусства
Connect, BTS охватит пять городов на четырех континентах и представит работы 22 художников, в том числе Энтони Гормли и Томаса Сараcено.
21 января 2020
3
Владимир Смирнов: «Уж дарить так дарить! Что я буду мелочиться перед Третьяковской галереей»
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина подарил Третьяковке 100 работ современных российских художников. Их можно будет увидеть на выставке в апреле. Владимир Смирнов рассказал нам историю этого дара.
20 января 2020
4
Дали без магии: король эксцентрики в Москве
В московском Манеже 28 января откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», на которой творческое наследие художника будет впервые в России представлено так полно.
22 января 2020
5
Новый мир Шарлотты Перриан в Фонде Louis Vuitton
Блокбастер, развернутый во всех галереях Фонда Louis Vuitton в Париже, посвящен выдающейся французской модернистке.
21 января 2020
6
Эксперты подтвердили подлинность найденной в стене картины Климта
«Женский портрет», похищенный из итальянского музея и обнаруженный спустя десятилетия в его стене, оказался настоящим.
20 января 2020
7
Реставрация дома Мельникова начнется в 2021 году
Восстановление дома Мельникова предваряет работа международного наблюдательного комитета по его сохранению.
22 января 2020
8
Минкультуры РФ создает подразделение по поиску перемещенных культурных ценностей
Организация по поиску утраченного во время ВОВ создана при РОСИЗО в начале года.
21 января 2020
9
Испанский коллекционер получил срок за вывоз своего Пикассо из страны
У миллиардера Хайме Ботина из династии владельцев банка Santander не было разрешения на экспорт картины.
21 января 2020
10
Выставка революционного фаянса Франции пройдет в Историческом музее
Агитационное искусство XVIII века в первый раз будет представлено в России в таком объеме.
24 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru