The Art Newspaper Russia
Поиск

Особняк нонконформизма

Частное собрание работ Анатолия Зверева покажут на трех этажах московского особняка. Четвертый этаж займет кафе

Анатолий Зверев. Пейзаж с церковью. 1958. Картон, масло

Анатолий Зверев. Пейзаж с церковью. 1958. Картон, масло

Музей Зверева (Музей АЗ) готовится к открытию. Художник Анатолий Зверев (1931–1986) — один из важнейших героев плеяды нонконформистов-шестидесятников. Поэтому публика ждала открытия музея с конца прошлого года, но оно все время отодвигалось. Однако наконец назначена окончательная дата премьеры: Музей АЗ открывается 27 мая.
«Строительство — процесс вообще долгий, а в российских условиях еще и непредсказуемый», — сетует по поводу задержек генеральный директор музея Наталия Опалева. Впрочем, торопить организаторов музея некому: они сами себе начальство и инвесторы, а потому им простительно. Музей АЗ для современной России едва ли не уникальное явление, он построен целиком на частные деньги. Инициаторы его создания — Наталия Опалева, заместитель председателя правления Ланта-банка и одна из крупнейших акционеров золотодобывающего ОАО «Высочайший», и известная галеристка Полина Лобачевская.

Под музей было найдено и приобретено в частную собственность здание на 2-й Тверской-Ямской улице в районе метро «Маяковская». Исходя из стоимости особняков в Москве, можно предположить, что лишь его приобретение обошлось в $15–20 млн.

«Мы купили здание около трех лет назад и сразу стали разрабатывать проект музея. Это не мемориальный дом и не исторический памятник, двухэтажный особняк с мансардой построен уже в наши дни. Поэтому мы имели известную свободу маневра при планировочных решениях. Рассматривался даже вариант со сносом существующего здания, однако в итоге ограничились внутренними работами: хотелось открыть музей в обозримой перспективе, а не когда-нибудь…» — рассказывает Опалева.

Реконструкция заняла около двух лет. Процесс был тяжелым. Пришлось, например, менять лифт. Прежний был рассчитан на двух человек, новый (красивый стеклянный) — на 12. «Послали замеры изготовителю в Германию, лифт нам доставили, но оказалось, что шахту надо снова расширять: лифт не поместился. Любое строительство — это постоянные сюрпризы», — говорит гендиректор музея.

Объем полезных площадей в здании — 600 м2. Формат музея одного художника, как отмечает Наталия Опалева, большего и не предполагает. К тому же современные технологии позволяют сделать пространство емким с точки зрения количества размещенной информации.

Проект музея разработал дизайнер Анатолий Голышев — автор дизайн-проекта (совместно с Геннадием Синевым) недавней выставки Анатолия Зверева На пороге нового музея в Манеже, предвосхитившей нынешнее открытие.

«Голышев тогда очень точно воплотил наши представления о том, каким должен быть музей, и логично было доверить проект именно ему. Современный музей в нашем понимании должен активно использовать мультимедийные технологии. Надо сказать, что нынешняя эпоха отлично принимает Зверева. Мы судим об этом по тому количеству его работ, которыми заполнен Интернет. Получается: зритель чувствует этого художника даже через искажение виртуальности. Поэтому одна из стен в музее — это еще и экран. Таким образом мы как бы преодолеваем некоторую суженность пространства», — говорит арт-директор музея Полина Лобачевская.

При этом создатели Музея АЗ намерены продемонстрировать серьезность и консервативность в отношении своего детища. «Мы используем новые технологии, но оригинальные работы, как в любом традиционном собрании, обязательно будут экспонироваться. Покажем не только самого Зверева, но и художников его круга. Кроме того, уже запущена большая издательская программа, выпущена первая дюжина книг и альбомов с работами Анатолия Тимофеевича…» — рассказывает Опалева.

В 1999 году Полина Лобачевская представила выставку Зверева в Государственной Третьяковской галерее. Экспонировалось более 300 его работ. Предполагалось, что выставка продлится месяц, но это оказался тот редкий случай, когда по просьбам зрителей ее продлили еще на 30 дней. С тех пор популярность Зверева только росла.

Анатолий Зверев был необычайно плодовит. Им создано более 30 тыс. картин и иллюстраций. Художник писал портреты самых разных людей — от простых рабочих из Сокольников до генерального секретаря ООН. Он проиллюстрировал и немало литературных произведений от Апулея и Сервантеса до Андерсена и Гоголя (правда, его иллюстрации не печатались: Зверев не состоял в творческих организациях, а потому не мог сотрудничать с государственными издательствами).

Основа фонда музея — личная коллекция Наталии Опалевой — 500 работ. Еще более 600 картин и архивные материалы в дар музею передала Алика Костаки, дочь знаменитого греческого коллекционера Георгия Костаки. Всего же на данный момент собрано около 1,5 тыс. работ художника. Уже сейчас экспозиционные планы музея продуманы на три года вперед.

Из четырех этажей музейного здания три отданы под экспозицию, а на четвертом разместилось кафе. Первая задача, которую поставили себе организаторы премьерной выставки в новом музее, — познакомить широкий круг зрителей с личностью художника, с самым важным и значимым для него самого. Знакомство начнется с автопортретов Зверева — они будут занимать весь первый этаж. На втором этаже выставлено 27 портретов людей, окружавших художника: друзей, коллег, коллекционеров. Третий этаж отдан портретам Оксаны Асеевой — вдовы известного советского поэта, которая долгие годы была возлюбленной и музой Зверева. 

Просмотры: 5702
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
6
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
7
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
8
Ретроспектива Хаяо Миядзаки станет первой выставкой в Музее Академии кинематографических искусств
Иммерсивная выставка погрузит посетителей в анимационные миры японского мультипликатора в новом музее, который строится в Лос-Анджелесе по проекту Ренцо Пьяно.
15 сентября 2020
9
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
10
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru