The Art Newspaper Russia
Поиск

Русские проекты в Венеции

Glasstress 2015 Готика

Задуманный Адриано Беренго, владельцем муранской стекольной фабрики Berengo Studio, проект Glasstress пройдет в Венеции уже в четвертый раз. Беренго решил вывести традиционное и по обыкновению считающееся ремесленным производство художественного стекла на новые высоты, где оно могло бы вписаться в контекст современного искусства. На фабрику пригласили художников и дизайнеров и предложили пофантазировать — придумать произведение искусства с использованием стекла или целиком из него сделанное. С помощью мастеров студии самые смелые задумки приводят в соответствие с техническими возможностями, после чего раскаленная масса превращается в арт-объекты, скульптуры и инсталляции.

Очередная экспозиция в одном из самых нарядных венецианских дворцов, палаццо Франкетти, не станет исключением: в ней принимают участие 50 художников из 20 стран, в их числе Дэмиен Херст, братья Чепмен, Илья и Эмилия Кабаковы, Ваэль Шавки, Тони Крэгг, Жоана Вашконселуш, Тони Мателли, Вим Дельвуа, а также восходящие русские звезды Иван Плющ, Ольга Трейвас, Аслан Гайсумов.

Концепцию выставки, названной Готика, разработал заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. Он выстраивает параллели между готическим стилем и современным искусством. Основное сходство заключается, по его мнению, в том, что и готика, и современное искусство оказываются универсальным художественным языком, преодолевшим культурные барьеры: как готика стала в Средние века первым интернациональным стилем Европы, так и современное искусство сегодня является интернациональным стилем всего мира.

Готическое и современное искусство одинаково восприимчиво к другим художественным стилям. Да и в общественном плане с «темными веками» нас связывает гораздо больше, чем нам бы того хотелось. Как объясняет Дмитрий Озерков, мы снова живем в переходное время, когда прежние идеалы развенчаны, а новые еще не пришли им на смену. И в этом междуцарствие остается только одна верная точка отсчета — искусство.

В экспозиции исторические изделия из стекла соседствуют с работами, сделанными современными художниками специально к биеннале (не говоря уже о том, что в интерьере самого палаццо Франкетти можно увидеть великолепные люстры из муранского стекла). Поддержать идею готического междуцарствия из Эрмитажа приедут средневековые стеклянные изделия из коллекции Александра Базилевского — русского дипломата, продавшего свое собрание музею в конце XIX века. Будут в экспозиции и другие готические предметы: монстранции, в которых хранили мощи святых, реликварии, стеклянные распятия.

Помимо палаццо Франкетти, экспозиция займет помещения Berengo Glass Center на острове Мурано. Здесь будут выставлены исключительно современные художники, которым Готика предоставила простор для размышлений — от готической мифологии со Святым Граалем и рыцарями Круглого стола до магии и философии, от макабрических картин Средневековья до современных отсылок к «темным векам».

Glasstress совместно с Эрмитажем
Палаццо Франкетти и Фонд Беренго
9 мая — 11 ноября


Павильон Теллурии

О новом Средневековье рассказывает совместный проект писателя Владимира Сорокина и художника Жени Шефа — Павильон Теллурии, фантасмагорической страны, описанной в одноименном романе Сорокина. Главная интрига — в том, что знаменитый писатель, получивший когда-то профессиональное художественное образование, предстанет в новом качестве живописца.

Палаццо Рокка Контарини Корфу
7 мая — 4 июня


Recycle Group. Conversion

Выставку группы Recycle Group (основанной в 2008 году художниками из Краснодара Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым, лауреатами Премии Кандинского) устраивает Московский музей современного искусства (MMOMA) при поддержке галереи «Триумф». В футуристическом проекте Conversion художники представляют, какое будущее нас ждет, если одержимость новыми телекоммуникационными технологиями сохранит свой нынешний накал. Название выставки задает и определенный религиозный смысл: conversion, или «обращение», подразумевает, что речь пойдет о духовных открытиях, сделавших прежний мир невозможным. И кажется, с изобретением Интернета, Facebook и смартфона это действительно так.

Как один из самых технически подкованных художественных коллективов на территории российского искусства Recycle Group обратились к хорошо знакомому им миру — виртуальному пространству и информационным потокам. Собственно божеством у них становится информация, хранящаяся в глобальной сети. Инсталляцию расположат в помещении небольшой венецианской церкви Святого Антонина, основанной еще в VII веке. Стараниями Recycle Group и британского куратора Джеймса Патнема храм из средневековой руины превратится в руину «информационной церкви» XXI века, где сакральное действо разыгрывается при участии совсем других «святых» — проповедников новых технологий, распространяемых с помощью гаджетов и прочих электронных устройств.

Центральный барельеф обновленной, или правильнее было бы сказать проапгрейденной, церкви изображает толпу послушников и последователей культа, которые с телефонами в руках тянутся к вышкам мобильной связи в надежде поймать сигнал и выйти в Интернет. В церкви немало особых «реликвий» и «объектов культа». Так, в алтаре расположен крест Facebook, главный символ религии новых технологий, и десять правил, которые должен соблюдать любой «последователь» (или, используя новую терминологию, «фолловер») сети Facebook. Фигуры «неоапостолов» несут новое знание о технологиях; инструкции по использованию программ и серверов — таковы новые заповеди. Проект Recycle Group не лишен самоиронии, ведь Интернет и технологии — это и есть то, благодаря чему художники коллектива находят выражение своим идеям. Одновременно доводя одержимость телекоммуникациями и технологиями до крайности, превращая ее в религиозный культ, Recycle Group представляют портрет общества сколь абсурдный, столь и узнаваемый.

MMOMA при поддержке галереи «Триумф»
Церковь Святого Антонина
6 мая — 22 ноября


AES + F. 001 Inverso Mundus

Группа AES + F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес) в рамках параллельной программы Венецианской биеннале представит новый мультимедийный проект 001 Inverso Mundus (Перевернутый мир). Как и названия некоторых предыдущих работ коллектива, заголовок восходит к историческим литературным и изобразительным источникам. Пир Тримальхиона воскрешал память о римском вольноотпущеннике из Сатирикона, Allegoria Sacra — о знаменитой картине Джованни Беллини, хранящейся в Уффици. Тема перевернутого мира тоже возникла неспроста: начиная с XVI века в Европе были в ходу гравюры, изображавшие парадоксальные, а порой просто возмутительные ситуации, где все привычные явления и коды общественного поведения были перевернуты с ног на голову. На этих графических листах осел мог погонять груженного тюками человека, лошадь — ездить верхом на кучере, женщина — носить шпагу, а мужчина — нянчить детей. Словом, все менялись ролями, чтобы представить картину настолько абсурдную, чтобы существующие правила казались самыми разумными и единственно верными. В России к этим забавным, на первый взгляд визуальным, парадоксам нередко относились слишком серьезно, так что судьба подобных изображений не всегда складывалась гладко. К примеру, один из распространенных сюжетов Бык не захотел быть быком в свое время подвергся царской цензуре, которая усмотрела в быке, запрягшем человека в плуг, подстрекательство к бунту крепостных крестьян. Не нужно обладать столь впечатлительной натурой, как царские цензоры, чтобы рассмотреть в 7-канальной панорамной видеоинсталляции сарказм относительно положения дел в современном мире. Мир, позабывший о справедливости, художники представляют в серии соответствующих ситуаций: бедные подают богатым, старики сходятся на боксерском ринге с детьми и подростками, стражи порядка меняются местами с ворами. Художники воспроизводят средневековый карнавал, превращая его в современную игру на выживание, в которой задействованы все поколения, все социальные слои, вне зависимости от их религиозных предпочтений или экономических возможностей. Съемки, в которых принимали участие 57 актеров, проходили в павильоне «Мосфильма». В видеоинсталляции использована музыка  Леона Бельмана, Мориса Равеля, Берджиха Сметаны, Франца Листа и Петра Чайковского.

Vitraria Glass + A Museum при поддержке галереи «Триумф»
Соляные склады на набережной Дзаттере, склад 5
7 мая — 22 ноября

Материалы по теме
Просмотры: 5016
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru