The Art Newspaper Russia
Поиск

Биеннале тройной фильтрации

Куратор Венецианской биеннале Оквуи Энвезор — специалист по выставкам, осмысляющим политические конфликты

Публика в садах Джардини. 2011 г.

Публика в садах Джардини. 2011 г.

Венецианская биеннале на этот раз открывается на месяц раньше обычного — 9 мая — и продлится до конца ноября. В основной экспозиции, которая, как всегда, расположится в центральном павильоне в Джардини и в огромных павильонах Арсенала, представлено 136 художников из 53 стран. Организаторы с особой гордостью подчеркивают, что 89 художников примут участие в биеннале впервые, в то время как 159 работ в экспозиции сделаны специально для выставки.

Куратор основного проекта — Оквуи Энвезор, признанный и хорошо известный во всем мире куратор. Назначение его художественным директором Венецианской биеннале было лишь делом времени, а поскольку времена настали беспокойные, оно, к тому же, стало совершенно обоснованным. Оквуи Энвезор, искусствовед, писатель и арт-критик, директор мюнхенского Дома искусств, в прошлом курировал II Йоханнесбургскую биеннале (1996–1997), выставку Documenta 11 в Касселе (2002), Биеннале современного искусства в Севилье (2006), VII Биеннале в Кванджу (2007–2008) и Триеннале современного искусства в Париже (2012). Он был деканом по научной работе и старшим вице-президентом Института искусств Сан-Франциско, куратором Международного центра фотографии в Нью-Йорке и сокуратором в Музее Уитни. Оквуи Энвезор — специалист по выставкам, замешанным на визуальном осмыслении конфликтов, экономической и политической нестабильности, глобализации и ее неоднозначных последствий. Как пояснил на пресс-конференции директор фонда биеннале Паоло Баратта, мы живем «в эпоху беспокойства», в связи с чем задача биеннале — изучить связь искусства с процессами в обществе.

All the World’s Futures (Все будущее мира) — так называется проект Оквуи Энвезора. Куратор предложил создать в пространстве выставочных залов подобие «парламента форм». «Венецианская биеннале совершенно уникальна и неповторима, ее невозможно спутать ни с чем. Она до сих пор выдерживает модель XIX века. В связи с этим являлась мишенью фундаментальной критики в кураторской практике конца 1980-х — начала 1990-х годов. Я хочу сделать венецианскую выставку не только про искусство, я хочу выступить с неким культурным манифестом, и это именно то, чем станет Венецианская биеннале», — рассказал он на встрече в Центре эстетического воспитания «Мусейон» в Москве. Зрителю, к слову, стоит приготовиться к обилию самых разных видов искусства — от живописи и фотографии до кино и декламации.

Концептуально экспозиция поделена на три взаимосвязанные части, или, если говорить словами куратора, на нее нужно смотреть сквозь три «фильтра».

Первый напоминает о длительности истории искусства и одновременно его способности к преобразованию — и тем самым оправдывает присутствие в экспозиции как работ ныне живущих художников, так и произведений художников, уже давно умерших. В числе первых особенно много авторов, работающих с перформативным искусством, звуком, пением, таких как Джейсон Моран (он собирает песни, которые люди поют за работой в тюрьме, дома или на заводе). Среди покойных классиков — американский фотограф-документалист Уокер Эванс, перевернувший представления о документальном кино, режиссер Крис Маркер, итальянский авангардист второй половины ХХ века Фабио Маури.

Второй «фильтр» восходит к идее сада как оазиса спокойствия и одновременно обыгрывает расположение павильонов — собственно в Джардини, что по-итальянски означает «сады». Впрочем, до спокойствия здесь далеко. Сады биеннале для Энвезора — это символическое пространство, в котором слышны отголоски мировых геополитических конфликтов.
Наконец, третий «фильтр» — и возможно, самый обсуждаемый еще до открытия биеннале, — связан с хорошо известным во всем мире текстом — Капиталом Карла Маркса. В течение всей работы выставки фундаментальный труд, имевший не менее фундаментальные последствия для миропорядка, будет зачитан вслух без остановки. Именно так, по словам куратора, без остановки, сикхи зачитывают свои священные тексты. Другими словами, чтение Капитала станет и ритуальным, и художественным актом. За цельность и качество как раз художественной составляющей будет отвечать специально приглашенный по этому случаю художник инсталляций и режиссер Айзек Джулиен. Когда закончатся страницы четырех томов Капитала, в ход пойдут всевозможные интерпретации, пояснения и обсуждения, фильмы и перформансы, посвященные книге. Специально для перформативных работ и показа междисциплинарных произведений искусства в Центральном павильоне в Джардини по проекту британского архитектора Дэвида Аджайе (это он построил «символ новой России» — кампус Московской школы управления «Сколково») будет создана Арена.

В основной проект биеннале взяли двух российских художниц — Ольгу Чернышеву, создающую с помощью фото и видео меланхоличные картины повседневности, и Глюклю, соосновательницу перформанс-группы «Фабрика найденных одежд» и активную участницу левой художественной группы «Что делать?». В павильоне России на биеннале покажут персональный проект Ирины Наховой Зеленый павильон, задуманный вместе с куратором Маргаритой Тупицыной. Всего же в Венеции будет 90 национальных павильонов, в том числе пяти стран, участвующих в биеннале впервые: Гренады, Маврикия, Мозамбика, Монголии и Сейшельских островов. Несколько российских выставок вошли в официальную параллельную программу. Группа АЕС + Ф — с новым проектом Inverso Mundi. Группа Recycle Group создаст тотальную инсталляцию Conversion (Обращение) в церкви Святого Антонина. Также в Венецию привезут две выставки Гриши Брускина: Коллекция архео­лога и Алефбет.

Просмотры: 2189
Популярные материалы
1
Выставка Пьеро делла Франческа пройдет в Государственном Эрмитаже
Экспозицию планируется открыть 7 декабря.
16 мая 2018
2
Sotheby’s открывает выставку топ-лотов в Москве
Аукционный дом привозит в Россию топ-лоты своих ближайших русских торгов, которые состоятся 5 июня в Лондоне. Публика сможет увидеть их во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. А.В.Щусева 23 и 24 мая.
17 мая 2018
3
«Обнаженная» Модильяни продана на аукционе Sotheby’s за $157,2 млн
На вечерних торгах в Нью-Йорке 14 мая картина обрела нового хозяина всего за две минуты — и без всякого торга. Сумма стала рекордной для Sotheby’s, но не для произведений Модильяни.
15 мая 2018
4
Йенле Халлунд: «Возможно, искусство в новом фильме Ларса фон Триера — главный герой»
Сценарист ленты Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» сразу после премьеры в Каннах поговорила с издателем The Art Newspaper и президентом фестиваля кино об искусстве The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL Инной Баженовой.
17 мая 2018
5
Владимир Мединский пойдет на новый срок
Владимир Мединский, шесть лет проработавший министром культуры, сохранит свой пост в новом правительстве.
14 мая 2018
6
Годар и Триер убивают искусством
Сразу два великих режиссера — Жан-Люк Годар и Ларс фон Триер — представили на Каннском фестивале фильмы, обращенные к проблемам теории образа и художественного творчества.
17 мая 2018
7
Позвать варягов
Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказывает о пользе работы в России иностранных кураторов и архитекторов.
15 мая 2018
8
Национальной галерее Армении исполняется 95 лет
Нынешний год для музея в Ереване пройдет под знаком юбилея художника Минаса Аветисяна.
16 мая 2018
9
Малевич установил новый рекорд для русского искусства
Его «Супрематическая композиция» (1916) продана на Christie's за $85,8 млн. На этих же торгах за рекордную цену ушла скульптура Константина Бранкузи.
16 мая 2018
10
Латвия отметила 100-летие модерном
В Риге, в Национальном художественном музее «Рижская биржа», открылась выставка «Стиль модерн. Начало. Влияния. Своеобразие», посвященная 100-летию Латвийского государства.
14 мая 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru