18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Непредвзято и эмоционально

Третий том большого проекта Россия. ХХ век в фотографиях так же хорош, как и первые два. Продуманный отбор материала, четкая структура, выдержанный ритм смены размеров снимков, соотношение хрестоматийных и неожиданных кадров, узнаваемого и нового — изначально высокий стандарт издания выдержан. Человек сам по себе, как член семьи или социальной группы, как часть толпы, песчинка народной массы. Люди власти, искусства и науки, просто люди. Фасад Советской России и невидимые государству радости и слезы ее народа. «Задача данного издания, — пишет в предисловии руководитель проекта Ольга Свиблова, — дать возможность непредвзято посмотреть на развитие отечественной истории и пережить ее эмоционально».

Кажется, что непредвзято посмотреть трудно: советская пропаганда умела манипулировать фотодокументами и оставила нам такой образ Родины, какой считала нужным. Кажется, что вызвать эмоцию легко: русская фотография всегда была «с настроением», а советская — особенно бравурна и задушевна.

Третий том, как и первые два, дает больше, чем ожидаешь от фотолетописи, и  не совсем то, что предугадываешь. Книга не спорит с нашей памятью, а расширяет ее, не ломает стереотипы, а дает возможность видеть дальше них. И кажется правдивой, непредвзятой.

Заглавная часть тома — о войне как невыносимом и уму непостижимом испытании. Таком невероятном, что никаких эмоций после просмотра первых 150 страниц не остается. Тут гуманно соблюдена мера: показано ровно столько страдания, чтобы увидеть, как оно огромно, но и пощадить читателя-зрителя. Акцент сделан не на подвиге народа и солдата, хотя без героической Атаки Дмитрия Бальтерманца не обошлось, а на народе-жертве, страдальце, мученике. Фотографии убитых в городах и  весях через страницы книги рифмуются со снимками Нюрнбергского процесса и тел казненных нацистских преступников.

Такие неназойливые, но точные внутренние рифмы фиксируют в книге движение истории, ее если не смысл, то непрерывность. Вот Никита Сергеевич Хрущев, генсек, начальник страны, открывает ХХ съезд, вот он машет шляпой рядом с Юрием Гагариным и объясняет скульптору Эрнсту Неизвестному, каким должно быть искусство. Последняя фотография книги — Никита Хрущев. Уже один Леонида Боргольцева, где члены Политбюро отвернулись от свергнутого начальника. Кончилось хрущевское время.

Генсеки-батюшки маркируют историю страны. Актеры «Современника» и режиссер «Таганки», открытие московского «Детского мира», футбол и кинофестиваль, туфли на шпильках, физики и лирики, Александр Солженицын и Борис Пастернак — даже стиль фотографий 1960-х отличается от тяжеловесных фотографий сталинских 1950-х, словно их разделяет не десятилетие, а эпоха. Впрочем, в русском ХХ веке так и было. 

Россия. ХХ век в фотографиях. 1941–1964. М.: Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский дом фотографии», 2014.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+