The Art Newspaper Russia
Поиск

Решение суда поперек истории искусства

Недавно бельгийский суд признал Люка Тюйманса виновным в нарушении закона об авторских правах за использование фотографии. Суд не принял в расчет той ключевой роли, которую апроприация на протяжении многих веков играет в истории искусства, и в будущем такое решение может иметь последствия, вызывающие тревогу

В середине января гражданский суд города Антверпен вынес знаменательный приговор. Он признал бельгийского художника Люка Тюйманса виновным в нарушении закона об авторских правах за то, что тот в своей картине Бельгийский политик (2011) использовал сделанную Катрейн ван Гил фотографию лидера партии правых LDD Жан-Мари Дедекера. Картина Тюйманса со всей очевидностью основана на портрете ван Гил: на ней точно так же резко кадрировано лицо, у нее точно такой же формат и точно такой же фокус на покрытом испариной лбу Дедекера. И тем не менее речь идет о явном переносе изображения с одного типа носителя на другой, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Суд отклонил аргумент защиты Тюйманса о том, что это пародия, а не копия. Такое решение удовлетворило представлявшего интересы ван Гил адвоката Дитера Деларю, который сказал: «Суд прислушался к нашему доводу о том, что произведение Тюйманса — не юмористическое, в то время как юмор является необходимым элементом пародии».

Тонкости пародии

За 30 лет Тюйманс создал множество произведений, которые на первый взгляд могут показаться совершенно безэмоциональными с их приглушенными и бледными тонами, но в действительности язвительно и остро ставят под сомнение свой исходный материал. Этот материал может принимать форму других произведений искусства, фотографий и стоп-кадров из фильмов или телевизионных передач. Он может изображать различные предметы: такие тесно связанные с историей искусства вещи, как натюрморты, такие политически значимые вещи, как колониальное присутствие Бельгии в Конго, такие нелепые вещи, как потное лицо политика. Он никогда не делает сатиру, над которой можно по-настоящему расхохотаться, но при этом его картины зачастую носят скрытый, тревожно пародийный характер.

Еще более далекоидущие и предельно тревожные последствия этого судебного дела связаны с тем, что в нем ставится под сомнение само право художника взять изображение и изменить в соответствии со своими нуждами его форму и контекст, а тем самым и его смысл. И подобное происходит все чаще. За последние месяцы Джеффа Кунса дважды обвинили в плаги­ате за основан­ные на фотографиях скульптуры из его серии Банальность, находящиеся сейчас на выставке в Центре Помпиду (до 27 апреля). А Ричарду Принсу, лишь недавно покончившему с тяжбой по делу о присвоении изображений фотографа Патрика Кариу, некоторое время назад пришло письмо-предупреждение с требованием прекратить демонстрацию и распространение произведений, в которых использованы изображения Дональда Грэхема (фотография Грэхема вошла в одну из его работ, которые он создает при помощи принтера с использованием страниц третьих лиц в сети Instagram).

Различные формы апроприации всегда играли ключевую роль в современном искусстве. Высказывание «хорошие художники копируют, гениальные художники воруют» часто приписывают Пабло Пикассо, однако тот факт, что одна из его версий сформулирована поэтом Томасом С. Элиотом («незрелые поэты подражают, зрелые поэты крадут»), а другая, вероятно, была сказана Игорем Стравинским («хороший композитор не подражает — он крадет»), указывает на то, что агрессивная апроприация активно занимала модернистов, творивших в самых разных областях искусства.

Изображения как «найденное»

Естественно, после Марселя Дюшана изображения стали одной из форм реди-мейда — тем, что может быть использовано как «найденное», вырвано из контекста и заново оживлено в пространстве художественной галереи, как это происходит в произведениях Роберта Раушенберга, Ричарда Гамильтона и Энди Уорхола, на картинах Герхарда Рихтера и Марлен Дюма и более прямо делается в сознательных апроприациях художников, относящихся к Pictures Generation, в том числе Шерри Ливайн и Ричарда Принса.

Быть может, такой концептуальный подход и делает апроприацию более очевидной, но само по себе это явление отнюдь не ново, художники всегда так или иначе заимствовали из других изображений. Ренессансные формы были основаны на свободном копировании и цитировании фигур и композиций античной скульптуры и фризов, равно как и на произведениях предшественников и современников. Среди прибегавших к заимствованию художников можно назвать такие имена, как Рафаэль, Тициан, Рубенс и Ватто. Что же касается фотографии, то с самого момента своего появления в XIX веке она стала использоваться художниками точно так же, как их предшественниками использовались гравюры, картины, слепки и скульптуры.

Апроприация вовсе не новомодное явление, а почтенная традиция, будь то оммаж, цитирование или даже пародия, и она всегда помогала художникам, и Тюймансу в том числе, развивать искусство в новых направлениях.

«Хорошие художники копируют, гениальные художники воруют». Пикассо

XVI век

На незаконченном изысканном рельефе Микеланджело младенец Христос изображен отворачивающимся от щегла, символа страстей, которого держит Иоанн Креститель. Движение младенца — то, как он изгибается и тянется через колени Девы Марии, — явно произвело сильное впечатление на Рафаэля, который перенес его с микеланджеловского рельефа на рисунок (сейчас находится в Лувре). Рафаэль продолжил работу над этой композицией в своей прекрасной Мадонне с младенцем, в спокойном настроении которой отчетливо прослеживается влияние Леонардо. Ключевым моментом здесь является то, что Рафаэль изменил положение голов Марии и Иисуса, так что изогнувшийся младенец встречается взглядом с полным нежности взглядом матери.

XVII век

Картина Рубенса, к сожалению, ныне утрачена, но эта связь крайне любопытна, поскольку Рубенс, которому принадлежало полотно Эльс­хаймера, свободно воспроизвел его композицию, и прежде всего такую яркую драматическую деталь, как поднятая нога Олоферна. Это классический пример того, как Рубенс работает со своими источниками: многие основополагающие элементы остаются без изменений, но художник преобразует оригинал Эльсхаймера, добавляя в полотно мощную динамичность и богатство деталей.

XVIII век

Рейнолдс нередко брал за основу своих композиций работы старых мастеров, однако этот пример выдающийся, поскольку здесь он заимствует сразу из двух источников. Основа композиции — изображение женщины с тремя детьми — взята из картины Ван Дейка, однако поза находящегося по левую руку от матери ребенка заимствована из Венеры с зеркалом (1647–1651) Веласкеса, также хранящейся в Национальной галерее. Естественно, образ леди Кокбёрн связан с добродетелью милосердия не случайно, но, когда картина была скопирована на гравюру, последняя была названа по имени римской матроны Корнелии — характерная для одержимой Античностью эпохи Рейнолдса аллюзия.

XIX век

Одно из первых знаменитых полотен, основанных на фотографии. Дега скопировал изображение с визитной карточки, которой пользовались принцесса Паулина и ее супруг, посол Австро-Венгрии в Париже (его он из композиции изъял). Интересно, что Дега отнюдь не пытается скрыть свой фотографический источник — отсюда и размытость лица принцессы, и неестественные цвета картины. Это революционное полотно послужило образцом для произведений множества ключевых художников XX–XXI веков, от Фрэнсиса Бэкона до Энди Уорхола и от Герхарда Рихтера до Люка Тюйманса.

XX век

Немногие художники использовали фотографию так активно, как Сикерт. Как и другие его произведения, созданные после 1920-х годов, эта картина основана на репортажной фотографии короля с Ливерпульского ипподрома. Сикерт писал основанные на фотографиях картины, используя сетку, следы которой часто бывают заметны на полотне. Нередко Сикерт использовал сетки и для создания произведений монументальных размеров, например портрета еще одной королевской особы — Его Величество король Эдуард VIII (1936), почти двухметровой высоты, на котором монарх изображен выходящим из автомобиля. 

Материалы по теме
Просмотры: 6918
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
4
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
5
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
6
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
7
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
8
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
9
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
10
Ярмарке non/fiction переезд пошел на пользу
Впервые в своей истории ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction меняет локацию. Площадка в Гостином Дворе позволяет занять больше пространства и создать новые форматы, не забывая прежних.
05 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru