18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Все козыри Владимира Немухина. Ретроспектива мастера нонконформизма

№32
Материал из газеты

Московский музей современного искусства покажет всю эволюцию классика

В ММОМА представят всего Владимира Немухина (род 1925) — от абстракций конца 1950-х до самых последних работ, более сотни живописных и скульптурных произведений из отечественных музеев, фондов и частных коллекций. В их числе и те, что пока не появлялись на публике, включая две монументальные скульптуры. По словам куратора выставки Андрея Ерофеева, Немухин — единственный русский художник, прошедший все стадии абстракции, что отразится и в экспозиции. Каждой из них посвящен свой раздел: лирический экспрессионизм, поверхность и фактура, геометрия. Первые его опыты в абстракции более всего близки практике Джексона Поллока, хотя и вышло это, кажется, не намеренно. В мастерской Немухина не было большого мольберта, двухметровые холсты лежали на полу и художнику приходилось прибегать к разбрызгиванию краски. Однако Немухин всегда тяготел к предметности: кроме краткого периода чистой абстракции, в его живописи почти всегда сохраняются следы реальности. Он искал универсальный предмет, через который можно было бы выстроить свой живописный монолог. Какое-то время его занимали дома, бутылки, яблоки и даже облака, пока не появился любимый мотив — игральные карты, заинтересовавшие его своей «любопытной геометричностью», как объясняет он сам. Карты же намертво привязали работы Немухина к историческому авангарду, где они вошли в лексикон живописи как одна из форм протеста против «классического» искусства. Вернувшись к конкретике, художник начал вводить в картину и реальные предметы (сначала те же карты), а затем стал усложнять поверхность картины, ее фактуру — живопись становится плотной, осязаемой. К художественному андерграунду Немухин примыкает в середине 1950-х, войдя в Лианозовскую группу и принимая участие во всех ее акциях, в том числе в легендарной Бульдозерной выставке 1974 года. В своих поздних работах, начиная с 1980-х годов, он обращается к геометрической абстракции, еще раз оборачиваясь на исторический авангард. Отдельный раздел посвящен взаимодействию Немухина с другими художниками — соратниками по Лианозовской группе, но не только. В его живописи есть пересечения с Малевичем, Ильей Кабаковым, Дмитрием Плавинским, Эдуардом Штейнбергом и даже Лучо Фонтаной. Еще один зал отведен живописи Лидии Мастерковой (1927–2008), долгие годы подруге и музе художника, с которой они проработали несколько лет в одной мастерской. Жизненные пути их в 1968 году разошлись, но диалог в искусстве продолжался. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+