The Art Newspaper Russia
Поиск

История музейного дизайна

Как менялась концепция музейного дизайна от античности до 20 века

Древний мир. Мусейоны и пинакотеки

Термин «экспозиция» (лат. expositio  — «показ») вошел в музейный обиход в 1920-е годы. А вот само слово «музей» намного старше. Оно произошло от греческого «мусейон» (греч. «храм муз»). Так древние греки называли специальные помещения при храмах, где хранились скульптуры, реликвии, военные трофеи и разные редкости. Самый известный мусейон древности был основан в Александрии Птолемеем II. В ту же эпоху появились и пинакотеки, где хранились произведения живописи. Самая известная находилась на афинском Акрополе, в северном крыле Пропилей. Была ли тогда экспозиция — неизвестно.

В Древнем Риме, если верить источникам, уже сложились и какие-то принципы показа искусства. Витрувий в своем трактате Десять книг об архитектуре во второй половине I века до н. э. советовал обращать пинакотеки на север, чтобы «благодаря постоянству освещения краски не меняли своих оттенков». Важным было и то, с какого расстояния смотреть на произведение в зависимости от его размеров. Самые ценные картины римляне обрамляли золочеными рамами и демонстрировали на специальных передвижных подставках. Появились и первые публичные показы. Так, в храме Мира (форум Веспасиана) в конце I века н. э. было выставлено греческое искусство, восточные редкости и реликвии из Иерусалимского храма.

Кабинеты и кунсткамеры. Экспозиция как «лавка чудес»

Страсть к коллекционированию вновь возродилась в XV–XVI веках. Папы, правители и гуманисты собирали буквально всё: картины, скульптуры, античные древности, старинные рукописи, астрологические инструменты, минералы, образцы экзотической фауны и флоры. Все это хранилось в «кабинетах» и «кунсткамерах», предназначенных для пользования исключительно их владельцев. Но, хотя кабинеты и были за редкими исключениями (как мюнхенская кунсткамера герцогов Виттельсбахов, которую могли посещать художники, ученые и высокопоставленные гости) скрыты от посторонних глаз, здесь существовали свои правила «экспонирования». Верхнюю часть стен занимали картины в несколько рядов (иногда во всю поверхность стены от потолка до пола), в простенках между окнами вывешивались оружие и охотничьи трофеи, с потолка свисали чучела экзотических животных, а в шкафах с распахивающимися дверцами и выдвижными ящичками размещалась всяческая мелочь.

Первым озаботился «экспозицией» богатейшей коллекции рода Медичи герцог Франческо I Медичи. Для ее показа в 1581 году он переделывает здание Уффици, построенное Джорджо Вазари, пригласив для этого архитектора Бернардо Буонталенти. Одна из лоджий верхнего этажа была остеклена для показа скульптуры, появился новый 8-угольный зал «Трибуна», напоминающий по устройству «кабинет», но предназначенный для самых ценных экспонатов, были построены небольшие залы специально для живописи.

Шпалерная развеска

В XVI–XVII веках сложились крупнейшие королевские коллекции: Людовика XIV во Франции, Габсбургов в Испании и Центральной Европе, курфюрстов Саксонии и Баварии, Карла I в Англии, позже легшие в основу коллекций публичных музеев. Они демонстрировались как символы богатства в интерьерах наряду с мебелью, предметами декоративно-прикладного искусства, шпалерами и зеркалами. Результатом такого подхода и стала «ковровая», или «шпалерная», развеска. Картины вписывались в какой-то проем (и поэтому даже обрезались или подгибались) или покрывали без наклона всю поверхность стены. Иногда в центре размещалась самая большая картина. В Эрмитаже при Екатерине II тоже использовали шпалерную развеску. Об этом писал, в частности, Иоганн Готлиб Георги в 1794 году: «Картины висят… не столько по точному порядку школ, мастеров и пр., как по виду, ими производимому».

Историко-хронологическая развеска

Впервые она была применена в галерее Уффици в 1770-е годы, где ее хранитель Луиджи Ланци, следуя совету Джорджо Вазари из Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550), сделал развеску по историческому принципу. А также в картинной галерее в венском Бельведере, где с этой целью императрица Мария-Терезия пригласила художника Христиана Мехеля, вдобавок сгруппировавшего картины по национальным школам. С появлением публичных музеев эта развеска стала ведущей. Экспозиции (в Британском музее, Лувре, Мюнхенской пинакотеке, Эрмитаже) иллюстрировали «историю искусств» — пока без этикеток, которые появились позже. Считалось, что в музей ходят люди просвещенные.

Музей как «храм искусства»

В конце XVIII  века романтики ввели новую концепцию экспозиции, где картины должны обрамляться в пышные рамы, скульптуры  — ставиться на высокие постаменты, а сами музеи — выступать как «храмы, где в тихом и молчаливом смирении, в возвышающем сердце одиночестве восхищаются великими художниками как высшими существами среди смертных» (Вильгельм Генрих Вакенродер, 1797). С XIX века и новые музейные здания стали напоминать классический храм. Их архитекторы (Лео фон Кленце в Новом Эрмитаже, Карл Фридрих Шинкель в Старом музее в Берлине) занимались и экспозицией, планируя залы в виде анфилад, связывающих между собой исторические периоды. В Старом музее Шинкель развесил картины также по школам и художникам. Историко-монографический принцип развески стал ведущим в XIX  и начале XX века.

Ценность отдельного произведения

В качестве альтернативы историко-монографической развеске в 1950-е появилась концепция отдельного экспоната как самоценного объекта для созерцания. Пионерами здесь были итальянцы (Карло Скарпа, Франко Альбини, группа BBPR), впервые представившие новый дизайн на XI Триеннале в Милане в 1957 году. Предмет освобождался от защитного покрытия, отсутствовал пьедестал (или изготавливался из прозрачного материала), цветовой фон мог быть нейтральным, чтобы подчеркивать цвет экспоната или контрастировать с ним. Пример — Музей Антонио Кановы в Поссаньо (Италия). Такая экспозиция создает иллюзию свободной аранжировки, но на самом деле тщательно продумана — благодаря направленной подсветке, цветным «задникам», сиденьям перед экспонатом как в театре одного актера.

Комплексный принцип

В одном пространстве экспонируются произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, создавая целостную картину эпохи. Примеры: Государственный Эрмитаж, Национальная галерея Праги, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Рейксмузеум в Амстердаме после недавней реконструкции.

«Белый куб»

Название придумано арт-критиком Брайаном О’Доэрти в статье Внутри белого куба (1976), где он писал: «Образ белого, идеального пространства даже в большей степени, чем какое-либо отдельное произведение, может служить архетипическим образом искусства XX века».

«Белый куб» — простое по архитектуре, стерильное пространство с белыми стенами. Картины развешиваются свободно, на большом расстоянии друг от друга, иногда по одной на стене; скульптура и объекты стоят в середине зала, тоже окруженные свободным пространством. Экспонаты равномерно освещены направленным или рассеянным неоновым светом. Белый цвет стал основным фоном в залах музеев современного искусства, которое и создавалось преимущественно в расчете на пустое пространство и белые стены музеев и галерей.

Просмотры: 8295
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
3
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
4
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
5
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
6
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
7
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
8
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
9
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
10
Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск
Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале
19 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru