The Art Newspaper Russia
Поиск

Зельфира Трегулова: «Разумеется, показ авангарда будет только расширяться…»

Первый разговор о назначении в Тре­тья­ковку был у меня недели за три до официального объявления. Я взяла пару дней на размышление, ибо лишь полтора года назад стала директором РОСИЗО, где, смею надеяться, удалось сделать что-то яркое и заметное. Теперь машина РОСИЗО запущена, там есть серьезные планы на два года вперед, и я должна была оценить, насколько все это способно работать без меня. Нужно было также взвесить меру ответственности, падающую на меня в Третьяковке. Что касается выставочной работы, содержательной, научной и методической сфер, связанных с превращением Третьяковки в более комфортное пространство, мне ясно. Но есть же еще стройка нового здания. Для людей гуманитарных профессий строительство является чем-то сложным и непонятным. Однако руководитель такого музея, как ГТГ, не может перепоручать эту работу целиком своим заместителям. Тем более что от этого зависит, каким будет не только новое здание, но и весь Лаврушинский переулок в целом, причем уже через несколько лет.

Будет ли расширяться показ авангарда в постоянной экспозиции на Крымском Валу? Разумеется, ведь это наиболее близкий мне период в истории искусства. Я работала над крупнейшими выставками русского авангарда, включая Вели­кую Утопию, показанную в Ев­ропе, в Нью-Йорке в 1992 году. Нынешний успех выставки из собрания Георгия Костаки показывает: нужно вводить в экспозицию как можно больше вещей из этой легендарной коллекции. Постоянная экспозиция не должна быть константой — ее время от времени важно менять. Последний вариант экспозиции ХХ века в ГТГ создан в 2007 году. При невероятном количестве работ в запасниках идея с ротацией экспозиции, создания разных ее вариантов, должна быть обязательно осуществлена.

Сегодня в мире есть масса музеев, импонирующих менеджментом. Вспомним  Тейт Модерн. Созданная относительно недавно, это одна из самых посещаемых коллекций в Европе. Тейт Модерн — музей искусства XX века, организующий интереснейшие выставки, в которых принимают участие и наши собрания. Да, этот музей заинтересован в показе русского искусства, о чем, к примеру, свидетельствовала большая ретроспектива Казимира Малевича, прошедшая в прошлом году.

Также мне очень нравится, как во Франкфурте работает Макс Холляйн, директор Музея Штеделя и Ширн-Кунстхалле. Мне довелось с ним сотрудничать, еще когда он был правой рукой Томаса Кренса в Музее Гуггенхайма, и посчастливилось стать куратором первой выставки, которую Холляйн организовал в Ширн-Кунстхалле сразу после своего назначения — Коммунизм — фабрика мечты. Получив институцию с серьезнейшими долгами и историей «все в прошлом», Холляйн превратил франкфуртский музей в совершенно замечательное место. При этом сам он — дипломирован­ный ис­кусствовед, специализировавшийся по средневековому искусству, но получивший большой опыт музейного менеджмента, работая в Музее Гуггенхайма.

Сочетание глубоких знаний, менеджерского образования и опыта при яркой и сильной индивидуальности — залог успеха в развитии институций, которую такой руководитель возглавляет. Сегодня существует мнение, что для современного музея важнее всего энергичный, деловой менеджер. Но я глубоко убеждена в том, что эффективный менеджмент должен быть напрямую связан с работой над содержательной стороной деятельности любого музея, его публичной работой и выходом в общественное пространство.

Материалы по теме
Просмотры: 2915
Популярные материалы
1
РОСИЗО — ГЦСИ лишился обещанного здания на Ходынке
Победивший в международном конкурсе проект ирландского бюро Heneghan Peng стоимостью 16 млрд руб. реализован в Москве не будет.
18 сентября 2018
2
В Новой Третьяковке охватят все грани таланта Михаила Ларионова
С 1920­-х годов было принято выставлять Ларионова и его супругу и соратницу Наталию Гончарову вместе. Нынешняя выставка — попытка компенсировать годы отсутствия персонального внимания к одному из пионеров русского авангарда.
17 сентября 2018
3
Русскую версию экспрессионизма представят в Русском музее
Экспрессионизмом с разной степенью осложнений переболели около ста самых разных художников.
18 сентября 2018
4
Илон Маск отправит в космос восемь художников и японского коллекционера
Первым туристом, который отправится в путешествие вокруг Луны, станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Он уже сделал предоплату, забронировав десять мест на космическом корабле Big Falcon Rocket — для себя и команды пока неизвестных художников.
19 сентября 2018
5
Оскар Рабин: «Называли нас по-разному, в основном в ругательном смысле»
На The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL состоится московская премьера ленты «Оскар» и встреча с ее режиссерами Евгением Цымбалом и Александром Смолянским. Накануне показа фильма мы поговорили с великим нонконформистом в его парижской мастерской.
17 сентября 2018
6
Реконструкция Русского музея: деньги выделены — сотрудники против
В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
19 сентября 2018
7
В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»
Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов.
20 сентября 2018
8
Первый филиал Музея Виктории и Альберта открылся в шотландском Данди
Амбициозный культурный проект обошелся государственному бюджету в £80 млн. Основатели первого в Шотландии музея дизайна рассчитывают на «эффект Бильбао» — для проектирования эффектного здания пригласили японского архитектора Кэнго Куму.
17 сентября 2018
9
В Музее русской иконы показывают шедевр XVI века из Псковского музея-заповедника
В Москву на выставку привезли уникальную икону «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот».
19 сентября 2018
10
Шепард Фейри в режиме форс-мажора
Ретроспектива знаменитого американского стрит­-артиста открывается в Москве.
17 сентября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru