The Art Newspaper Russia
Поиск

Книги по искусству: бестселлеры и прогнозы

Для традиционного рейтинга самых популярных изданий по искусству 2014 года мы опросили представителей нескольких музейных магазинов Москвы и Петербурга (Государственный Эрмитаж, МАММ, Музей Фаберже), больших книжных универмагов (Торговый дом книги «Москва») и точек продажи специализированной литературы для профессионалов («Фаланстер», Monitor Box, «Ходасевич»).

Крупнейшие книжные проекты года с точки зрения The Art Newspaper Russia

В 2014 году продолжалась издательская программа музея «Гараж» совместно с Ad Marginem, запущенная в мае 2012 года. В рамках этого проекта были опубликованы переводы наиболее значимых книг о современной культуре, вышедших в Европе и США за последние несколько десятилетий. В течение года были изданы эссе о современном искусстве и архитектуре, новых медиа и фотографии, кинематографе и театре, социологии и маркетинге культуры таких авторов, как Сьюзан Сонтаг, Энди Уорхол, Ролан Барт, Роузли Голдберг и Вальтер Беньямин. Еще одна важная публикация «Гаража» в этом году — каталог выставки Перформанс в России. 1910–2010. Картография истории, составленный Сашей Обуховой.

Любопытный пример популяризаторских текстов о выдающихся отечественных художниках — мини-серия Имена, совместный проект Ad Marginem и RDI Culture Дмитрия Аксенова. В рамках этого цикла были изданы короткие эссе искусствоведов и критиков Бориса Гройса, Екатерины Деготь, Виктора Мизиано и Екатерины Андреевой о культовых героях искусства ХХ века: Казимире Малевиче, Александре Дейнеки, Дмитрие Пригове и Владиславе Мамышеве-Монро.

Наконец, в ноябре в рамках ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction состоялась презентация одной из самых ожидаемых книг 2014 года — третьего, заключительного, тома Энциклопедии русского авангарда. Он посвящен понятиям, направлениям, школам, выставкам, художественным объе­динениям и многому другому, без чего невозможно понимание авангарда. Среди изданий по искусству энциклопедия, два тома которой вышли в 2013 году, не имеет аналогов по масштабу исследовательской работы, количеству музеев и авторов, вовлеченных в ее создание.  А. С.


Торговый дом книги «Москва»

1. Волкова П. Мост через бездну. Книги 1–3. М.: Зебра Е, 2014.
Цикл книг искусствоведа Паолы Волковой Мост через бездну посвящен истории мирового искусства от фресок Джотто и полотен великих гениев Возрождения к Гернике Пабло Пикассо, от иконы Андрея Рублева Троица к Черному квадрату Казимира Малевича. Автор предлагает неожиданный взгляд на знакомые с детства произведения живописи, соединяя в своих рассказах искусство и философию. Обо всех сразу книгах Паолы Волковой читайте в развернутой рецензии арт-критика Ольги Кабановой.

2. Крейго К. Как читать архитектуру. Интенсивный курс по архитектурным стилям. Визуальная энциклопедия. М.: Рипол классик, 2011.

3. Иттен И. Искусство цвета. М.: Д. Аронов, 2014.

4. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ad Marginem, 2013.

5. Любаров В. Праздник без повода. Книжка с картинками. М., 2014.

Книжный магазин Эрмитажа

1. Эрмитаж. 250 шедевров. СПб.: Арка — Rizzoli,  2014.
Большой альбом в твердом переплете, предлагающий самые известные или интересные шедевры Эрмитажа, от картин до декоративно-прикладных штучек, в духе экскурсии «музей за час». Практически все картины Рембрандта, античные мраморы и лучшие итальянцы (с обязательными Леонардо и Рафаэлем), малые голландцы и монументальные испанцы, часы Павлин, импрессионисты и классика ХХ века (от Пикассо до Кандинского) в одном, полиграфически качественном, флаконе.

2. Любовь к ботанике. СПб.: Арка, 2012.

3. Анисимов Е. Письмо турецкому султану. СПб.: Арка, 2014.

4. Эко У. История иллюзий. М.: Слово, 2014.

5. Габсбург фон, Г. Фаберже: Сокровища Российской империи (Faberge: Treasures of Imperial Russia). СПб.: Фонд «Связь времен», 2004.

Книжный магазин МАММ

1–2. Россия. ХХ век в фотографиях. 1900–1917; 1918–1940 / Автор-сост. Ф. Якубсон. М. , 2007; 2011.
Первая мировая. Стачки 1905 года. Арест царской семьи. Первые «Русские сезоны» в Париже. Артисты Московского художественного театра. Поэты Серебряного века. Отлучение Льва Толстого от церкви. 300-летие дома Романовых. Повседневная жизнь. Портреты крестьян. Николай II. Ленин. Сталин. Керенский. Милюков. Великие стройки. Не менее великие чистки. В Мультимедиа Арт Музее вышли первые три из четырех запланированных тома по истории русской жизни ХХ века, отраженной в коллекции снимков, которую МАММ собирает со дня своего основания.

3. Лаврентьев А. Родченко. Революция в фотографии. М., 2008.

4. Каталог Десятого Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2014». М., 2014.

5. Россия. ХХ век в фотографиях. 1941–1964 / Авторы-сост. Ф. Якубсон, И. Тарханова. М., 2014.

Книжный магазин Музея Фаберже

1. Габсбург фон, Г. Фаберже: Сокровища Российской империи (Faberge: Treasures of Imperial Russia). СПб.: Фонд «Связь времен», 2004.
Дорогущий альбом, изданный Культурно-историческим фондом «Связь времен», рассказывающий историю жизни и творчества Карла Фаберже, о его драгоценных шедеврах и судьбе ювелирного дома, приурочен к возвращению в Россию коллекции Малколма Форбса, которую и положили в основу нового музея. Штука в том, что таких книг много не продашь по определению. Однако Музей Фаберже выставляет эту книгу в нашем рейтинге в качестве своего главного бестселлера.

2. Ulyanova B., Smorodinova G, Gerard Hill. Faberge and the Russian Master Goldsmiths. Universe, 2008.

3. Guitaut de, С. Faberge’s Animals: A Royal Farm in Miniature. 2010.

4. Habsburg von G., Aiken C., McCanless Ch. L. et al. Faberge Revealed. Rizzoli — Skira, 2011.

5. Prince Michael of Greece. Jewels of the Tsars: The Romanovs & Imperial Russia. 2006.

Monitor Box

1. Ходж С. Современное искусство в деталях: Почему пятилетнему ребенку не под силу сделать подобное.
М.: Магма, 2014.
Типовая реакция не слишком искушенных посетителей выставок современного искусства: «И я так смогу». Рассматривая 100 произведений искусства, раскритикованных подобным образом, Сюзи Ходж объясняет, почему это не так. И почему для того, чтобы написать Черный квадрат или, подобно Дюшану, выставить писсуар в музейном пространстве, необходимо на это положить всю свою жизнь. Причем не только сознательную, но и бессознательную тоже. Вдохновенная «книжка с картинками», цель которой — понимание того, что ты не умнее дурилы-художника и пропихивающего его творения галериста.

2. Жизнь — веселый карнавал. Каталог выставки Васи Ложкина. СПб.: Галерея Теоиндиго, 2014.

3. Фарсинг С. Искусство. Всемирная история. М.: Магма, 2014.

4. Бергер Д. Искусство видеть. М.: Клаудберри, 2012.

5. Дыдо К., Серов С. Польская школа плаката. М.: Альма-Матер, 2008.

«Ходасевич»

1. Войцеховский А. Мой бесконечный друг. 2014
Книга, изданная, как раньше говорили, «по подписке» (теперь же принято угловатое слово «краудфандинг»), состоит из 60 рисованных карандашом историй, между собой никак не связанных. Автор говорит, что «вообразил себе книгу, где каждая страница является как бы отдельной главой, отдельной историей. Читатель, листая страницы, переносится из Петербурга XVIII века в Италию ХХ века, из Италии в русскую деревню, а потом в театральную ложу, где сидит Жорж Бизе со своими родственниками, и снова на берега Невы, в Ленинград 1970-х годов…» Александр Войцеховский подчеркивает, что ему было важно сохранить ощущение именно книги, а не художественного альбома.

2. Костюм в русском стиле. М.: Бослен, 2013.

3. Ермолаев А. Новый словарь дизайнера. М.: Мастерская ТАФ, 2014.

4. Колхас Р. Нью-Йорк вне себя. М.: Strelka, 2013.

5. Философия Энди Уорхола от А к Б и наоборот. М.: Гараж, 2013.

«Фаланстер»

1. Рихтер Х. Дада: Искусство и антиискусство. М.: Гилея, 2014.
Издательство «Гилея» перевело и издало раритетную, давным-давно ставшую классикой, считающуюся максимально полной монографию Ханса Рихтера, посвященную одному из важнейших художественных течений ХХ века. Свидетель, даже участник дадаистских акций (это как если бы о жизни Пушкина писал третьестепенный поэт его эпохи или же о Малевиче вспоминал какой-нибудь из учеников, так и не ставший известным художником), Рихтер описывает историю дада с самых первых тусовок художников в Цюрихе 1916-го и вплоть до последних всполохов ее активности в европейских и американских городах в 1925 году.

2. Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. М.: Ad Marginem, 2014.

3. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ad Marginem, 2014.

4. Ванейгем Р. Бесцеремонная история сюрреализма. М.: Гилея, 2014.

5. Арендт Х. Вальтер Беньямин. М.: Грюндриссе, 2014 .

Материалы по теме
Просмотры: 11433
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru