The Art Newspaper Russia
Поиск

Дорогие россияне. Как так вышло, что патриотические покупки лучше совершать за границей

Поразительно, но рынку русского искусства не более 25 лет. Все, что было между 1918 и 1986 годами, можно назвать спекуляцией или подвижничеством, фарцовкой или спасением национальной культуры, но никак не арт-рынком. На самом деле и 100 лет назад рынка искусства, подобного английскому или голландскому, в России не существовало: торговля искусством у нас захватила гораздо меньше людей, продавцов и покупателей, и не создала вокруг себя особой инфраструктуры, как в других странах мира. Ни системы галерей, продвигающих художников (как маршаны во Франции), ни мощных аукционных домов, устанавливающих цены (как в Британии), ни щедрых частных фондов и музеев современного искусства (как в Америке). Любители покупали картины почти исключительно с выставок — Товарищества передвижников и Академии художеств. С торгов искусство пускали разве что в случае смерти или банкротства владельцев. Единичные крупные коллекционеры, осознавшие свою «миссию», покупали прямо из мастерских художников (как Павел Третьяков) или с помощью собственной сети поставщиков (как собиравший древности Петр Щукин). Подавляющее число покупателей искусства интересовались современной им русской живописью (за исключением пары сумасбродов-западников вроде Сергея Щукина или Ивана Морозова) — тем, что мы сейчас иногда называем русским «классическим» или «коллекционерским» искусством. Под ним понимают произведения 1870–1910-х годов: жанровые работы салонных академистов, пейзажи импрессионистов, портреты мастеров Серебряного века, отдельные произведения авангардистов-новаторов.

Откуда берутся на рынке работы

С конца 1920-х созданная по распоряжению Совета народных комиссаров контора «Антиквариат» занялась массовым экспортом художественных ценностей (в том числе «музейного характера») из СССР — они продавались за рубежом, в том числе на аукционах. Эти произведения искусства, а также те, что успела вывезти первая волна эмиграции, и стали впоследствии основным содержанием русского арт-рынка. Еще одной частью рынка явились произведения русских художников, проданные во время всемирных выставок и турне (в частности, в США) в первые два десятилетия ХХ века; а также то, что создали русские мастера, уехавшие в Париж, Мюнхен и прочие мировые центры искусства до или сразу после революции.

На рубеже 1960–1970-х годов русским искусством заинтересовались аукционные дома на Западе, которые начали проводить торги сперва в Женеве, а потом в Лондоне. Причем Christie’s всегда делал акцент на изделиях Фаберже и вещах с «императорским провенансом», а Sotheby’s занимался живописью в целом. До конца 1980-х русских покупателей на этих торгах не было. В начале 1990-х годов они появились в Лондоне, окончательно зафиксировав особенность этого рынка: 90% сделок с русским искусством, даже если покупатель русский, заключается вне территории России. Изменения шли и внутри страны. На обломках СССР торговля антиквариатом в какой-то момент была разрешена без всяких лицензий. Аукционный дом «Гелос» был основан в 1988 году (единственный в России, продолжающий работать с тех пор). В 1992 году прошли первые торги «Альфа-Арт», аукционного дома, который хотя и был в какой-то мере игрушкой крупной нефтяной и банковской компании, существенно поднял уровень торговли антиквариатом в России.Например, на его торгах в феврале 1993 года был поставлен рекорд для официального российского антикварного рынка: пейзаж Ивана Айвазовского Гавань был куплен за $16 тыс. Ассортимент состоял из художников «Родной речи» (так называли тех, по чьим картинкам, размещенным в конце учебника, надо было писать школьные сочинения) с добавлением толики «авангарда» (в виде Пиросмани, Шагала, Кончаловского). В 1996 году в Москве состоялся первый Российский антикварный салон.

Начало бума

В 1995 году Sotheby’s (за русское искусство там отвечали Джон Стюарт и Иван Самарин) устроил аукцион, который принес £3,8 млн. Значительную часть его представляли мастера русского авангарда, к примеру Любовь Попова и Александра Экстер, впервые оцененные по достоинству старыми западными и новыми русскими покупателями. Потом был обвал: обнаружилось огромное количество поддельного авангарда и икон. Авангард и иконы — эти темы стали почти запретными на десять лет; обжегшиеся западные дома решились подступиться к ним вновь только в середине 2000-х. Это не помешало Sotheby’s и Christie’s очень активно развивать отдел «классического» искусства XIX — начала ХХ века, а покупателям — ставить рекорды. В 2000 году «русский» оборот Sotheby’s составлял $6 млн. В 2008 году, на пике рынка, перед новым кризисом, он достигал $242 млн. Впрочем, эти прибыли были получены во многом на новом материале: хотя Айвазовский попрежнему в цене, огромную часть коллекций аукционных домов ныне составляет наследие художников русского зарубежья, в частности Парижской школы.

Новый скандал с подделками классиков конца XIX века, разыгравшийся во второй половине 2000-х годов (когда вдруг обнаружились сотни полотен европейских художников, аккуратными исправлениями превращенные в работы дорогостоящих русских), сдвинул коллекционерский интерес к искусству 1920–1930-х годов. Среди них Борис Григорьев и Павел Челищев, Александр Яковлев и Николай Фешин. Главным достоинством русской живописи, в особенности «рискованного» периода рубежа XIX–XX веков, аукционные дома теперь называют провенанс, причем особенно выигрывают вещи, приобретенные, например, с передвижных выставок в Америке и хранившиеся там в провинциальных коллекциях или частных университетах и музеях.

В результате кризиса 2008 года продажи русского искусства на торгах крупнейших западных домов снизились, в целом пропорционально остальным разделам рынка. Русские торги в Лондоне до сих пор не приблизились к докризисным объемам.

Таможня нам не поможет

Безналоговый ввоз антиквариата из-за рубежа ныне возможен только в некоммерческих целях. Этот таможенный закон продолжает действовать и убивает все инициативы западных аукционов и галеристов по проникновению в Россию вроде Международного салона изящных искусств. На нем ничего нельзя было купить, весь антиквариат считался ввезенным временно, иначе стоимость предметов выросла бы примерно на 30%. Впрочем, сейчас Салон, похоже, нашел возможность решить эту проблему.

Обороты действующих российских аукционных домов никогда не были сравнимы с западными, их топ-лотами зачастую являются произведения, купленные за рубежом и ввезенные в Россию. Для российского аукциона неизменно актуален психологический барьер в $1 млн: дорогие вещи покупать публично у нас не принято. На первый взгляд кризис тут заметен меньше: обороты галерей, да и аукционных домов, никогда не были предметом публичного обсуждения.

Материалы по теме
Просмотры: 1778
Популярные материалы
1
РОСИЗО — ГЦСИ лишился обещанного здания на Ходынке
Победивший в международном конкурсе проект ирландского бюро Heneghan Peng стоимостью 16 млрд руб. реализован в Москве не будет.
18 сентября 2018
2
В Новой Третьяковке охватят все грани таланта Михаила Ларионова
С 1920­-х годов было принято выставлять Ларионова и его супругу и соратницу Наталию Гончарову вместе. Нынешняя выставка — попытка компенсировать годы отсутствия персонального внимания к одному из пионеров русского авангарда.
17 сентября 2018
3
Русскую версию экспрессионизма представят в Русском музее
Экспрессионизмом с разной степенью осложнений переболели около ста самых разных художников.
18 сентября 2018
4
Илон Маск отправит в космос восемь художников и японского коллекционера
Первым туристом, который отправится в путешествие вокруг Луны, станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Он уже сделал предоплату, забронировав десять мест на космическом корабле Big Falcon Rocket — для себя и команды пока неизвестных художников.
19 сентября 2018
5
Оскар Рабин: «Называли нас по-разному, в основном в ругательном смысле»
На The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL состоится московская премьера ленты «Оскар» и встреча с ее режиссерами Евгением Цымбалом и Александром Смолянским. Накануне показа фильма мы поговорили с великим нонконформистом в его парижской мастерской.
17 сентября 2018
6
Реконструкция Русского музея: деньги выделены — сотрудники против
В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
19 сентября 2018
7
В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»
Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов.
20 сентября 2018
8
Первый филиал Музея Виктории и Альберта открылся в шотландском Данди
Амбициозный культурный проект обошелся государственному бюджету в £80 млн. Основатели первого в Шотландии музея дизайна рассчитывают на «эффект Бильбао» — для проектирования эффектного здания пригласили японского архитектора Кэнго Куму.
17 сентября 2018
9
В Музее русской иконы показывают шедевр XVI века из Псковского музея-заповедника
В Москву на выставку привезли уникальную икону «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот».
19 сентября 2018
10
Шепард Фейри в режиме форс-мажора
Ретроспектива знаменитого американского стрит­-артиста открывается в Москве.
17 сентября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru