The Art Newspaper Russia
Поиск

Исаак Кушнир: «Не знаю, чью работу я сделал: возможно, Русского музея, Музея истории города или Комитета по культуре»

4 февраля в петербургском Новом музее открывается выставка «Ленинградский андеграунд», посвященная 40-летию первых выставок ленинградских художников-нонконформистов во Дворце культуры им. И.И.Газа в 1974 году и во Дворце культуры «Невский» в 1975-м. Автор идеи и инициатор этого проекта Исаак Кушнир, петербургский коллекционер и издатель серии альбомов «Авангард на Неве», рассказал нашему специальному корреспонденту в Санкт-Петербурге о том, как ему удалось эту выставку собрать.

Как возникла идея выставки? Вы были в ДК Газа в 1974 году?

Сорок лет назад, в декабре, я два с половиной часа мерз на улице, стоя в очереди, чтобы попасть на выставку. То, что я увидел, — это был просто шок, инстинктивное ощущение чего-то очень важного и прекрасного, к чему я не привык и не был готов. Мои художественные пристрастия, мое увлечение живописью — посещение выставки в ДК Газа сыграло во всем этом решающую роль. Было бы действительно замечательно сделать выставку в этом помещении. В прошлом году я специально пошел туда на концерт Сергея и Татьяны Никитиных с мыслью зайти к директору ДК, обговорить: если уж делать выставку, то там, где когда-то зародилось явление, и это станет изюминкой. Но когда я вошел в вестибюль, то понял, что это пространство не имеет ничего общего с тем, что было 40 лет назад: какие-то кафе, бесконечные киоски, кружки. Поехал я и в ДК «Невский» — там сейчас просто торговые точки и склады. Затем начались поиски достойной площадки, выбор пал на Новый музей. Аслан Чехоев, владелец Нового музея, щедро открыл свои двери для моего проекта.

На выставке будет 25–30 работ, которые экспонировались в ДК Газа и в «Невском». Как вам удалось их найти?

Это было чудовищно сложно. Не знаю, чью работу я сделал: возможно, Русского музея, Музея истории города или Комитета по культуре. Почему-то никому и в голову не пришло вспомнить об этом ярком событии. Только Музей нонконформизма на выставке в честь своего 25-летия в Мраморном дворце нашел для «газа-невщины» немного места. Я переговорил со всеми коллекционерами и знатоками, в Петербурге я объездил ровно 50 адресов, где получил работы для выставки. Я ясно отдаю себе отчет в том, что никто бы никогда не смог этого собрать. Все представленные работы — только из частных коллекций.

У меня было два принципа. Прежде всего память: надо обязательно вспомнить эту дату и события. Во-первых, полное участие художников, имевших отношение к выставкам в ДК Газа и «Невском». В первой участвовало 52 человека, во второй уже 87. Я нашел их всех: кто умер, кто эмигрировал — всего 97 имен. Помимо участников тех выставок, я счел возможным включить в экспозицию около десяти художников, которые не принимали в них участия, но активно работали в этот период: Валентин Левитин, Евгений Михнов-Войтенко, Валентин Громов, Рихард Васми, Ия Кириллова... В экспозиции и каталоге к выставке кто-то представлен одной, а кто-то несколькими работами.

Во-вторых, представить через искусство эпоху 1960-х и 1970-х годов: 95% из 200 работ, которые здесь выставлены, относятся к тому времени. Для меня очень важны эти годы зарождения неофициального искусства.

Вы хотели сделать реконструкцию выставок?

Цели реанимировать исторические выставки не было. Спустя 40 лет тот самый материал собрать невозможно — я бы добыл все из-под земли, но это практически нереально. В разные времена, особенно в 1970-е годы, многие работы уехали за границу. Ведь после «газа-невских» выставок эмигрировало около 30 участников событий, они и коллекционеры вывезли кучу работ, и для меня это очень больно. Когда говорят о том, что работы находятся за границей, то скажите, где сегодня собрание русского искусства Александра Глезера или в полном объеме коллекция Нортона Доджа? Работы испарились, ничего нет...  Допустим, я спрашиваю Анатолия Белкина: «Где ваш „Танец“»? Он отвечает, что последний раз работа всплывала в 1992 году, дальше следы потеряны. Это роскошная, экспрессивная картина, которая сохранилась только в плохих репродукциях.

Мне важно увековечить нашу культуру, я очень горжусь именно ленинградскими художниками, которым посвящен мой проект «Авангард на Неве». Я копаю и стараюсь знать, что здесь есть в коллекциях, что хранится в домах, — чтобы публиковать и выставлять. С каждой новой коллекцией случаются новые открытия: кто-то публичный человек, гордится и дорожит участием в выставках, а есть люди, которые хранят работы и боятся их показать. В нескольких семьях, где я собирал работы для этой выставки, происходили целые дебаты, пока они не узнавали, кто я. Не говоря о том, что во многих городских музеях хранятся работы, которые невозможно получить на выставки.

Значит, вы стремились воссоздать атмосферу и дух времени?

Картины 1960–1970-х годов на выставке будут возвращать свой аромат тем людям, которые придут на открытие выставки. Они стояли в очереди в ДК Газа на морозе и на жаре в ДК «Невский» — прекрасные ленинградские лица, они бывают только на таких выставках... Конечно же, я очень хочу видеть эти лица, я по ним соскучился!

Просмотры: 6209
Популярные материалы
1
Nemoskva: оптимистическая трагедия
В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве.
07 августа 2020
2
Зачем музеи приглашают селебрити
Рассказываем о набирающей обороты тенденции приглашать знаменитостей для промоутирования коллекций и выставок и размышляем, зачем это нужно музеям.
10 августа 2020
3
Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия
Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые.
07 августа 2020
4
Турист, сломавший ногу скульптуре Кановы, сдался полиции
Итальянский суд может предъявить обвинение вандалу, отломившему пальцы на ноге гипсовой модели скульптуры Полины Бонапарт.
06 августа 2020
5
Германия увеличила бюджет на покупку искусства с €500 тыс. до €3 млн
Правительство планирует приобрести 150 произведений и таким образом помочь художникам и галереям преодолеть экономические трудности, связанные с пандемией коронавируса.
06 августа 2020
6
До самых до окраин
Большая музейная четверка — Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей и Третьяковская галерея — последовательно открывает в российских регионах филиал за филиалом.
06 августа 2020
7
Иван Цветков: верный поклонник русской школы
Третьяковка показывает выставку произведений из дореволюционной коллекции Цветкова с «Золотошвейкой» Тропинина, эскизами Сурикова к «Утру стрелецкой казни» и этюдом Васнецова к «Богатырям», которые теперь входят в музейное собрание.
07 августа 2020
8
Караваджо и Бернини гостят на выставке Рейксмузеума «Барокко в Риме»
Среди главных экспонатов — знаменитые полотна «Нарцисс у ручья» и «Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо, а также скульптура Бернини «Дети, дразнящие фавна».
06 августа 2020
9
Ива Бувье подозревают в неуплате налогов с продаж искусства на сумму в £276 млн
Федеральный уголовный суд Швейцарии постановил раскрыть документы, которые могут поставить под сомнение факт, что арт-дилер полностью декларировал доходы от сделок по продаже искусства коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву.
06 августа 2020
10
Дачу Пастернака отреставрируют
Здание приведут в порядок и приспособят к современному использованию в ближайшее время.
10 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru