The Art Newspaper Russia
Поиск

Греция начала масштабную кампанию по возвращению скульптур Парфенона

Супруга Джорджа Клуни адвокат и правозащитница Амаль Аламуддин посетила Музей Акрополя вместе с министром культуры Греции Конст

Супруга Джорджа Клуни адвокат и правозащитница Амаль Аламуддин посетила Музей Акрополя вместе с министром культуры Греции Конст

Греческое правительство предпринимает все возможное, чтобы вернуть незаконно вывезенные мраморные статуи и барельефы Парфенона, которые вот уже более чем 200 лет хранятся в Британском музее в Лондоне. Пока юристы изучают все возможные правовые лазейки и варианты, греки ждут от Соединенного Королевства ответа на запрос, сделанный через ЮНЕСКО, с предложением добиться мирного урегулирования проблемы. Греция в июле 2013 года потребовала от Великобритании принять участие в процедуре медиации. Межправительственный комитет ЮНЕСКО обязал Великобританию дать ответ к марту следующего года.

А пока, по сведениям The Art Newspaper, греческое правительство обратилось к группе международных юристов с просьбой защитить интересы страны и подготовить все необходимые документы. Среди экспертов, которым решено было доверить столь деликатное дело, — королевский адвокат Джеффри Робертсон из Doughty Street Chambers, юрисконсульт правительства Греции с 2011 года. В октябре Робертсон посетил греческую столицу вместе со своей коллегой Амаль Аламуддин (супругой известного голливудского актера Джорджа Клуни). Трехдневный визит включал экскурсию по новому зданию Музея Акрополя, которое открылось в 2009 году, там выставлено около 40% сохранившихся скульптур из Парфенона: 52 пластины фриза, 38 метоп и 12 статуй с фронтона; еще 2 пластины фриза и 15 метоп остались на месте раскопок храма. Фрагменты этих частей хранятся как в Афинах, так и в Лондоне.
В Британском музее оказалось около половины уцелевших скульптур — 56 пластин фриза (112 кг), 15 метоп и 17 статуй с фронтона.

Фрагменты скульптуры из Парфенона также имеются в коллекциях парижского Лувра (1 пластина фриза, 1 метопа, фрагменты фриза и других метоп и голова скульптуры с фронтона), в Музеях Ватикана, в Национальном музее Дании в Копенгагене, в музее Вюрцбургского университета в Баварии, в Музее истории искусств в Вене и Мюнхенской глиптотеке.

Правительство Великобритании утверждает, что скульптуры, хранящиеся в Лондоне, являются законной собственностью Британского музея и что они были законно приобретены в 1816 году, после того как правительство купило коллекцию лорда Элгина. Согласно акту о Британском музее от 1963 года (закону, который правительство пока отменять не собирается), музей защищен от требований передачи экспонатов, если только последние не являются репликами. Греция никогда не признавала за Великобританией права собственности на мраморы Парфенона, утверждая, что бывший посол Великобритании в Блистательной Порте Томас Брюс, граф Элгин, получил разрешение от властей тогдашней Османской империи, оккупировавшей Афины, делать слепки со статуй Парфенона и производить раскопки, но никак не увозить скульптуры — рельефы и памятники были просто-напросто выломаны из храма, построенного в V веке до н.  э.
Британский музей предлагал Греции передать мраморы Парфенона на некоторое время при условии, что греческое правительство официально признает, что они принадлежат Великобритании. Афины отказались от этого предложения. Греция требует от Великобритании вернуть скульптуры, находящиеся в Лондоне, ведь именно для них был открыт в 2009 году новый Музей Акрополя в Афинах.

Британский музей уже предоставил Греции полный набор копий, они выставляются в Музее Акрополя вместе с оригиналами.

В конце 1930-х годов перед выставкой в галерее Duveen сотрудники Британского музея решили почистить скульптуры. После того как выяснилось, что для этого вместо обычного мыла и воды применялись запрещенные химикаты и абразивы, куратор внезапно ушел на пенсию, а его ассистент подал в отставку. В Британском музее утверждают, что скульптуры не пострадали, хотя признают, что метод очистки, как и замалчивание его последствий, были ошибкой.

Просмотры: 2357
Популярные материалы
1
Дэвид Хокни — самый дорогой живой художник
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке его «Бассейн с двумя фигурами» продан за $90,3 млн.
16 ноября 2018
2
Михаил Шемякин: «Я просто имею наглость рисовать...»
В Московском музее современного искусства открывается выставка Михаила Шемякина. 75-летний художник рассказал о том, что на ней можно будет увидеть, и о своих взглядах на творчество, образование и сегодняшнюю Россию.
19 ноября 2018
3
Москвичам прокрутили «Динамо»
Завершена реконструкция знаменитого стадиона — некогда главной футбольной арены СССР. Стадион считался памятником архитектуры, но это ему не помогло.
15 ноября 2018
4
Русское искусство вписали в овал
Выставка «Сокровища музеев России» в Манеже по-своему понимает русское искусство — в нем почти нет авангарда и вовсе нет неофициального искусства.
16 ноября 2018
5
Топ-10 архитектурных шедевров для главного из искусств
Музей кино уже год как на ВДНХ. А Киноцентр на Красной Пресне, долгие годы бывший его домом и известный сейчас как кинотеатр «Соловей», снесут. Показываем самые интересные музейные проекты для кино и медиаискусства — будущие и уже осуществленные.
16 ноября 2018
6
Как Ольга Хохлова пыталась призвать к порядку Пикассо
На выставке в Пушкинском музее, посвященной отношениям легендарной пары, собрано более 200 экспонатов: живопись, графика, фотографии, мебель и даже фильмы, снятые художником. Многое показывается впервые после открытия семейного архива наследниками.
19 ноября 2018
7
В павильоне России на биеннале в Венеции представят групповую выставку
Состав художников и тему национальной экспозиции, которую покажут на 58-й биеннале современного искусства в Венеции, объявят позже.
14 ноября 2018
8
Рейксмузеум впервые объединит на одной выставке всего Рембрандта из своего собрания
Проект в честь 350-летия со дня смерти художника представит редкую возможность увидеть рисунки и гравюры Рембрандта всех периодов его творчества в сопровождении признанных шедевров — «Ночного дозора» и «Еврейской невесты».
14 ноября 2018
9
Нина Лобанова-Ростовская: «Если бы у нас было больше денег, наша коллекция была бы хуже»
Собрание театральных эскизов — дело жизни Никиты и Нины Лобановых-Ростовских — оказалось в Государственном музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Почему они решили с ним расстаться, рассказала Нина Лобанова-Ростовская.
16 ноября 2018
10
Новые рекорды для трех гигантов американского искусства ХХ века поставлены в Нью-Йорке
На аукционе Christie’s картина Эдварда Хоппера «Рагу по-китайски» продана за $91,9 млн, «Женщина и пейзаж» Виллема де Кунинга ушла за $68,9 млн, «Композиция с красными мазками» Джексона Поллока — за $55,4 млн.
14 ноября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru