The Art Newspaper Russia
Поиск

Обновленный Баженов

В открытом после реставрации Оперном доме в музее-заповеднике «Царицыно» выставлено собрание скульптуры из Останкинского дворца графов Шереметевых

Экспозиция скульптуры из Останкино в интерьере Оперного дома. Дворец до и после реставрации

Экспозиция скульптуры из Останкино в интерьере Оперного дома. Дворец до и после реставрации

С начала ноября и на ближайшие несколько лет, пока не закончится реставрация усадьбы Останкино, коллекция из 126 скульптур эпохи античности, а также XVIII–XIX веков разместится в интерьерах Оперного дома в Царицыне. Многие статуи, в том числе древние антики, выставляются впервые. Оперный дом Василия Баженова недавно был полностью восстановлен и окончательно возродился и как памятник архитектуры, и как экспозиционное пространство.

Возведение Оперного дома, известного также как Средний дворец, началось в 1776 году по проекту и под руководством Василия Баженова, однако в 1786 году архитектор был отстранен от строительства резиденции Eкатерины II. К этому моменту здание было полностью завершено, но отделочные работы так и не были закончены. После того как в 1797 году император Павел I распорядился «в селе Царицыне никаких строений не производить», Оперный дом наряду с другими царицынскими строениями превратился в живописную руину. В XIX-м и почти на всем протяжении XX века дворец никак не использовался.

К 1980-м годам он представлял собой только наружные стены, которые тем не менее хорошо сохранились. Были утрачены все лестницы, полы, печи, кровля, парапет, за исключением двуглавых орлов, стены в верхней части были частично разрушены, кирпич местами сильно выветрился. На сводах второго этажа рос лес, где, по воспоминаниям старожилов поселка Ленино-Дачное (Царицыно), можно было собирать грибы.

Первая научная реставрация Среднего дворца (Оперного дома) началась в 1988 году и продолжалась восемь лет. Проект был подготовлен ГУП «Моспроект-2» имени М. В. Посохина, в результате был восстановлен первоначальный облик и планировка здания, полностью воссоздано убранство фасадов. Замыслы Баженова относительно интерьеров дворца неизвестны, поэтому реставраторы оставили их такими, какими они были в конце XVIII века: отделанными белой штукатуркой. Кроме того, полы первого этажа были частично выстланы плиткой, изготовленной по образцам, найденным во время натурных обследований памятника. Также восстановили две, наиболее простые по конфигурации, печи и облицевали их изразцами, повторяющими форму и декор изразцов, обнаруженных при исследовании. В помещениях на сохранившиеся со времен Баженова металлические кольца повесили осветительные приборы. На втором этаже — подлинные исторические, на первом — выполненные на заказ австрийской фирмой «Бакаловец» по аналогам XVIII века (многоярусные люстры из Останкина), на лестницах — бра в виде руки, держащей факел по образцу светильника XIX века. Каждый шаг проектировщиков и реставраторов при реставрации 1988–1995 годов проходил многочисленные согласования и обсуждения, в том числе в самом музее.

Следующий этап восстановительных работ был осуществлен уже в наши дни и завершился в ноябре 2014 года. Реставрация велась «Научно-производственной фирмой «Ресма», общая стоимость проекта составила 156,4 млн руб. Специалистам удалось восстановить белокаменные элементы фасада Оперного дома: пилястры первого этажа, стрельчатые арки окон, карниз второго этажа, парапет из пинаклей, венчающий дворец, а также контурных белокаменных орлов по северному и южному фасадам. Все декоративные элементы были очищены от многолетних загрязнений и укреплены. Отреставрированная в 1995 году керамическая плитка покрытия полов под знаменитую баженовскую была выполнена без глубокого обжига, научные исследования выявили необходимость ее полной замены. Воссозданная вновь плитка имеет исторически точный вид и прочность, присущую современным материалам. Выполнена реставрация люстр большого и малых залов. Восстановлены утраченные металлические и стеклянные элементы.

В ходе реставрации были использованы все имеющиеся архивные источники XVIII века, как письменные, так и изобразительные (их очень немного), в том числе поэтажные планы Оперного дома Василия Баженова и доклады архитектора Екатерине II.

Просмотры: 3579
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов
20 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи
В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников.
18 февраля 2020
9
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
10
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru