The Art Newspaper Russia
Поиск

Обновленный Баженов

В открытом после реставрации Оперном доме в музее-заповеднике «Царицыно» выставлено собрание скульптуры из Останкинского дворца графов Шереметевых

Экспозиция скульптуры из Останкино в интерьере Оперного дома. Дворец до и после реставрации

Экспозиция скульптуры из Останкино в интерьере Оперного дома. Дворец до и после реставрации

С начала ноября и на ближайшие несколько лет, пока не закончится реставрация усадьбы Останкино, коллекция из 126 скульптур эпохи античности, а также XVIII–XIX веков разместится в интерьерах Оперного дома в Царицыне. Многие статуи, в том числе древние антики, выставляются впервые. Оперный дом Василия Баженова недавно был полностью восстановлен и окончательно возродился и как памятник архитектуры, и как экспозиционное пространство.

Возведение Оперного дома, известного также как Средний дворец, началось в 1776 году по проекту и под руководством Василия Баженова, однако в 1786 году архитектор был отстранен от строительства резиденции Eкатерины II. К этому моменту здание было полностью завершено, но отделочные работы так и не были закончены. После того как в 1797 году император Павел I распорядился «в селе Царицыне никаких строений не производить», Оперный дом наряду с другими царицынскими строениями превратился в живописную руину. В XIX-м и почти на всем протяжении XX века дворец никак не использовался.

К 1980-м годам он представлял собой только наружные стены, которые тем не менее хорошо сохранились. Были утрачены все лестницы, полы, печи, кровля, парапет, за исключением двуглавых орлов, стены в верхней части были частично разрушены, кирпич местами сильно выветрился. На сводах второго этажа рос лес, где, по воспоминаниям старожилов поселка Ленино-Дачное (Царицыно), можно было собирать грибы.

Первая научная реставрация Среднего дворца (Оперного дома) началась в 1988 году и продолжалась восемь лет. Проект был подготовлен ГУП «Моспроект-2» имени М. В. Посохина, в результате был восстановлен первоначальный облик и планировка здания, полностью воссоздано убранство фасадов. Замыслы Баженова относительно интерьеров дворца неизвестны, поэтому реставраторы оставили их такими, какими они были в конце XVIII века: отделанными белой штукатуркой. Кроме того, полы первого этажа были частично выстланы плиткой, изготовленной по образцам, найденным во время натурных обследований памятника. Также восстановили две, наиболее простые по конфигурации, печи и облицевали их изразцами, повторяющими форму и декор изразцов, обнаруженных при исследовании. В помещениях на сохранившиеся со времен Баженова металлические кольца повесили осветительные приборы. На втором этаже — подлинные исторические, на первом — выполненные на заказ австрийской фирмой «Бакаловец» по аналогам XVIII века (многоярусные люстры из Останкина), на лестницах — бра в виде руки, держащей факел по образцу светильника XIX века. Каждый шаг проектировщиков и реставраторов при реставрации 1988–1995 годов проходил многочисленные согласования и обсуждения, в том числе в самом музее.

Следующий этап восстановительных работ был осуществлен уже в наши дни и завершился в ноябре 2014 года. Реставрация велась «Научно-производственной фирмой «Ресма», общая стоимость проекта составила 156,4 млн руб. Специалистам удалось восстановить белокаменные элементы фасада Оперного дома: пилястры первого этажа, стрельчатые арки окон, карниз второго этажа, парапет из пинаклей, венчающий дворец, а также контурных белокаменных орлов по северному и южному фасадам. Все декоративные элементы были очищены от многолетних загрязнений и укреплены. Отреставрированная в 1995 году керамическая плитка покрытия полов под знаменитую баженовскую была выполнена без глубокого обжига, научные исследования выявили необходимость ее полной замены. Воссозданная вновь плитка имеет исторически точный вид и прочность, присущую современным материалам. Выполнена реставрация люстр большого и малых залов. Восстановлены утраченные металлические и стеклянные элементы.

В ходе реставрации были использованы все имеющиеся архивные источники XVIII века, как письменные, так и изобразительные (их очень немного), в том числе поэтажные планы Оперного дома Василия Баженова и доклады архитектора Екатерине II.

Просмотры: 2906
Популярные материалы
1
В Русском музее раскрыли тайну портрета Брюллова
Расследование привело экспертов в царскую семью.
14 августа 2018
2
«Наш паровоз вперед лети!»: Nemoskva проедет по Транссибу
Инициатива, в которой участвуют 60 экспертов из разных стран, стартовала 13 августа в Москве и завершится 8 сентября во Владивостоке. В программе — передвижная выставка, лекции и дискуссии в 12 городах.
14 августа 2018
3
В Мадриде посвятили выставку русскому дадаизму
Центральная тема здесь — связи и контакты русских художников Ильи Зданевича, Эль Лисицкого, Сергея Шаршуна и других с единомышленниками в Берлине и Париже.
14 августа 2018
4
Пропавшая переписка Малевича из архива Харджиева куплена российским коллекционером
Документы, среди которых есть письма основателя супрематизма Луначарскому и Матюшину, уже привезены в Москву и вскоре будут опубликованы.
16 августа 2018
5
В садах Рейксмузеума выставлены абстрактные скульптуры Эдуардо Чильиды
Испанский скульптор считал своим главным материалом пространство, поэтому часто создавал произведения большого формата.
15 августа 2018
6
Михаил Пиотровский предложил ужесточить наказание за осквернение памятников
Поводом стало намерение вандалов поджарить шашлык на Медном всаднике.
15 августа 2018
7
Бэнкси c удивлением узнал о «своей» выставке в Москве
В официальном аккаунте в Instagram художник опубликовал пост о том, что не имеет отношения к проекту в Центральном доме художника.
16 августа 2018
8
Поп-ап от Lexus
В Лиссабоне открылась инновационная галерея UX Art Space.
15 августа 2018
9
«Полихромная скульптура во Франции» представлена в Музее Орсе
Настоящий триумф полихромной скульптуры пришелся на рубеж XIX–XX веков, с приходом символизма и ар-нуво и их любовью к декоративизму.
16 августа 2018
10
Под крышей «России», в мастерской Ильи Кабакова
Художники Илья и Эмилия Кабаковы передали Третьяковской галерее легендарный чердак на Сретенском бульваре, где Илья Кабаков работал в течение 20 лет. Об этом «месте силы» специально для TANR рассказали гости, хозяева и завсегдатаи мастерской.
17 августа 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru