18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Марта Вайс: «Джулия Маргарет Кэмерон вдохновлялась живописью Ренессанса»

В Мультимедиа Арт Музее в рамках Года культуры России и Великобритании открылась выставка пионера британской фотографии Джулии Маргарет Кэмерон, противоречивой фигуры викторианской эпохи: с одной стороны, сторонники традиционной студийной съемки критиковали ее, обвиняя в том, что она не понимает самой сути фотографии, с другой — ее работы еще при жизни были удостоены чести выставляться в музее, впоследствии ставшем Музеем Виктории и Альберта. Куратор выставки Марта Вайс рассказала об экспозиции.

Почему из такой богатейшей сокровищницы британского искусства именно творчество Джулии Маргарет Кэмерон было выбрано для показа в России?

Джулия Маргарет Кэмерон — одна из новаторов, важнейших фотографов XIX века и самых значимых фигур в истории британской фотографии. Все работы в экспозиции принадлежат Музею Виктории и Альберта, который обладает крупнейшим в мире собранием фотографий Кэмерон. В целом эти причины и делают ее очень удачным представителем Британии и нашего музея. К тому же в 2015 году отмечается сразу два юбилея: 200 лет самой Кэмерон и 150 — с ее первой музейной выставки, которая стала единственной прижизненной. Она прошла в Музее Виктории и Альберта в 1865 году.

По какому принципу отбирались работы для московской выставки?

Она организована вокруг четырех писем Джулии Маргарет Кэмерон к Генри Коулу, первому директору будущего Музея Виктории и Альберта, тогда Музея Южного Кенсингтона. Темы, которые поднимались в этих письмах, — это темы четырех выставочных разделов. Одновременно с этим выставка отражает хронологию ее творческой карьеры и демонстрирует ее развитие как художницы, а также рассказывает историю отношений с музеем, так как он был первым, кто стал собирать работы Кэмерон.

Как складывалась коллекция работ Кэмерон в Музее Виктории и Альберта?

Музей получил в дар около 100 фотографий от самой Кэмерон, а потом было еще несколько пополнений коллекции в разное время, включая набор из 40 с лишним снимков, преподнесенных музею потомком Джулии Маргарет в 1940-х годах.

Станет ли эта выставка своего рода продолжением прошлогоднего масштабного проекта «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в ГМИИ имени А.С.Пушкина? 

Эта выставка станет отличным дополнением к прерафаэлитам в Пушкинском, но они не планировались как единый проект.

Как часто коллекция покидает Музей Виктории и Альберта?

В России это первая персональная выставка Джулии Маргарет Кэмерон. Но Музей Виктории и Альберта любит делиться своей коллекцией, у нас очень активная программа передачи экспонатов на выставки, таким образом мы регулярно одалживаем работы Кэмерон в разные музеи. Чаще всего ее фотографии участвуют в выставках на другие темы, например, фотографии детей, или прерафаэлиты, или викторианское искусство. Иногда мы предоставляем ее фотографии для персональных выставок, организованных другими музеями, но выставка в МАММ — первая организованная нами.

Я знаю, что творчество Джулии Маргарет Кэмерон очень популярно в Великобритании. Как вы думаете, будет ли оно понятно российскому зрителю?

Я считаю ее работы очень красивыми и надеюсь, что люди воспримут их так же. Это мой первый визит в Россию, поэтому я не знаю, чего ожидать от российской аудитории, но точно могу сказать, что мне интересно увидеть, как публика воспримет ее религиозную фотографию, потому что она в большой степени вдохновлялась живописью Ренессанса, а в России сильна художественная традиция иконы и изображения Богородицы с младенцем Христом.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+