18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От русских торгов в Лондоне по традиции ждут рекордов

Справка

24 ноября Сhristie’s, 10:30 и 14:30. Шедевры русского искусства
Sotheby’s, 18:00. Шедевры русского искусства
25 ноября Sotheby’s, 10:00. Русское искусство, дневные торги
Sotheby’s, 11:30. Современное искусство Востока
Sotheby’s, 14:30. Русское декоративно-прикладное искусство, Фаберже и иконы
Аукцион Максима Боксера, 19:00. Метафизика в русском искусстве
26 ноября MacDougall’s, 10:30. Русское искусство
Bonhams, 14:00. Русские торги

Еще…

Аукционные результаты 2014 года обещают быть рекордными во всех разделах, и в русском тоже. Летом в Лондоне Christie’s получил рекордную выручку — £24 млн; Sotheby’s шел ноздря в ноздрю и собрал £23,8 млн; Bonhams и MacDougall’s наторговали хоть и не рекордно, но достойно. Чтобы поддержать тренд, грядущая «русская неделя» просто обязана быть успешной.

Однако есть и осложняющие обстоятельства. Например, отсутствие предаукционных выставок. Если весной крупнейшие дома все же порывались привезти топлоты русских торгов в Москву, то нынешней осенью и порывов не предполагалось; лучшие полотна предстоящих торгов собирается в начале ноября показывать московским зрителям только MacDougall’s. Впрочем, предаукционные выставки вряд ли приносили домам большую выгоду и работали, скорее, на поддержание имиджа. Целевые покупатели на лучшие вещи давно известны, и они, несомненно, будут осведомлены о шедеврах заранее.

Классика

Самая внушительная — как минимум с точки зрения размера — работа предлагается на Sotheby’s. Это 6-метровой длины картина Константина Маковского, изображающая сцену героической смерти Ивана Сусанина. Полотно было закончено в 1914 году в парижской мастерской художника, который вскоре умер. До России картина так и не доехала и долго хранилась у внучки автора; в 1920‑х годах ее показывали на выставке в Лондоне. Полотно оценено в £1,5 млн, но может изрядно вырасти в цене.

Картины Ивана Айвазовского и спрос на них — один из китов рынка русского искусства. Конечно, бывают варианты: иногда, как в прекрасные докризисные времена начала 2000-х годов, спросом пользуется все, на чем стоит наклонная подпись великого мариниста; а иногда, как в прошлом зимнем сезоне, покупатели выбирают только самое-самое. На предстоящих торгах очередная махина Айвазовского (группа упитанных индейцев наблюдает с берега за прибытием кораблей Христофора Колумба) представлена у Bonhams; а вот MacDougall’s анонсировал также внушительную работу ученика Айвазовского, Льва Лагорио, — одновременно идиллический и драматичный Переход через горную реку (эстимейт £180–250 тыс.). Напротив,большие работы Ильи Репина редки на рынке — тем более достоин внимания Портрет Юлии Маковской на торгах MacDougall’s. И безусловно, один из главных лотов всей «русской недели» — Бахчисарай Бориса Кустодиева, написанный в 1917 году, когда художник ездил в Крым лечиться. Помимо редкости сюжета (это единственная известная картина из этой крымской поездки) и красоты колорита (сочетание горящих тонов закатного неба, освещенных окон — и сумерек, уже затопивших первый план), в пользу полотна говорит то, что оно принадлежало одной и той же семье на протяжении трех поколений. Картина оценена в £1,2–1,8 млн.

Авангард

Работы в этом самом востребованном разделе (то есть вызывающем интерес не только русских, но и западных коллекционеров) аукционные дома не спешат анонсировать широко: вначале с ними должны ознакомиться конкретные покупатели. Пока что на звание топ-лота «русской недели» претендует Портрет Александра Тихонова Юрия Анненкова. Этот портрет уже бывал на торгах: в 2007 году установил на Christie’s рекорд стоимости для своего автора — £2,3 млн. Подобные перепродажи очень показательны, так и проверяется реальный спрос на то или иное имя. Christie’s вот предполагает, что спрос на Анненкова растет: портрет предварительно оценен в £2,5–4,5 млн. И обязательно должен быть кто-нибудь из «Бубнового валета». В этот раз — Василий Рождественский и его Пейзаж с деревом (MacDougall’s, £150–250 тыс.) и Петр Кончаловский с Хоккеем на Патриарших прудах (Sotheby’s, £250–350 тыс.).

Модернизм

Если, отбросив опыт нашего искусствознания, пользоваться терминами западных аукционов («импрессионизм и модернизм», к примеру), можно запросто объединить в одну группу Портрет Сельмы Александер, жены Владимира Башкирова кисти Бориса Григорьева (MacDougall’s, эстимейт £200–300 тыс.) и Портрет мадемуазель Китаевой Николая Фешина (Christie’s, эстимейт £400–600 тыс.), тем более что этих авторов объединяет еще и тенденция роста цен, неуклонно стремящихся вверх и вверх.

А вот о работе Николая Калмакова стоит сказать отдельно. Обнаруженный MacDougall’s эскиз Триумф Жанны д’Арк — яркий пример русского символизма, запоздавшего по отношению к европейскому. В 1930 году, к 500-летию гибели французской героини на костре, Калмаков получил заказ на оформление часовни ее памяти. Сделал эскиз первой картины. Дальше по неизвестным причинам работа прервалась, и этот эскиз маслом на картоне остался единственным из запланированного цикла — что, наверное, должно оправдывать оценку в £300–500 тыс.

Совсем иное лицо русского символизма представляет Павел Челищев: на Sotheby’s будет его Портрет миссис Алан Рус, под взглядом которой сохнущие на веревках простыни превращаются в ангелоподобных существ (£200–300 тыс.). А Николай Рерихи вовсе стоит особняком: у него свой круг любителей и ценителей. С Рерихом ныне плотно ассоциируется Bonhams: это здесь полтора года назад Труды Богоматери были проданы за £7,9 млн — самая высокая цена, когда-либо достигнутая на русских торгах вообще. Сейчас Bonhams выставляет на продажу крупноформатную темперу Экстаз с изможденной фигурой аскета среди скал (эстимейт по запросу) и темперу небольшую, Дары (£400–600 тыс.).

Соцреализм и современное искусство

Справка

Параллельная программа

Музей Виктории и Альберта
Русский театральный авангард

До 25 января
Галерея Saatchi
Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада

26 ноября — 23 февраля
Галерея GRAD
Игра в аду. Первая мировая война в России

До 27 ноября
St. Petersbourg Gallery
Русский портрет XVIII–XIX веков

До 24 января
Gallery Elena Shchukina
Рожденный в СССР. Современный российский дизайн

До 28 ноября
Леонид Борисов. Уроки геометрии
До 16 января
Alon Zakaim Fine Art
Олег Целков. Alter Ego

До 28 ноября

Еще…

Искусство соцреализма — тренд нынешнего сезона. Sotheby’s продолжает сотрудничество с Международной конфедерацией союзов художников, полотна из собрания которой принесли на летних торгах столько денег и шума. Уже анонсированы работа Георгия Нисского В пути и полотно кисти Юрия Пименова (эстимейты пока не объявлены). Понемногу все аукционные дома включают в свои торги и современных русских художников, порой по какой-то собственной логике. Так, известный деятель «московского концептуального круга» Константин Звездочетов был обнаружен у Sotheby’s в программе аукциона Современное искусство Востока, равно как и лощеный петербургский классицист Георгий Гурьянов. Год назад наблюдался невероятный рост цен на Гурьянова — посмотрим, что покажет его Женщина на тракторе теперь.

Этим летом календарь «русской недели» пополнился еще одним проектом: Максим Боксер, московско-лондонский коллекционер и арт-дилер, решил устраивать небольшие тематические аукционы современного отечественного искусства. Первые торги, посвященные «русскому космизму», прошли успешно. Предстоящий аукцион называется «Метафизика в русском искусстве» и будет включать работы шестидесятников (Владимир Немухин, Оскар Рабин, Борис Свешников) и следующего поколения художников (Никита Алексеев, Игорь Макаревич, Гор Чахал). Начальная стоимость лотов на этих торгах принципиально невелика — от £500 до £10 тыс.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+