18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Положили и забыли: изображения десяти апостолов, датируемые XVII веком, «завалялись» за книжным шкафом

№28
Материал из газеты

Найденные в кафедральном соборе Дарема реликвии примут участие в выставке — как только будут улажены вопросы правообладания

Десять крупных изображений апостолов были найдены в кафедральном соборе Дарема. Реликвии обнаружили за книжными стеллажами. По всей вероятности, картины были похищены англичанами в 1702 году в битве при Кадисе в ходе войны за испанское наследство (1701–1714). Пока выясняется, кому принадлежат права на них, изображения уже запрошены для выставки. Полиптих удалось разыскать благодаря Эндрю Бересфорду, специалисту по испанской культуре Даремского университета. Он и не подозревал о существовании работ, пока не наткнулся на статью о них в местной газете 1935 года. Бересфорд сразу же связался с управляющими собором. «Мы обнаружили десять апостолов за книжным шкафом, где они тихо-мирно пылились», — рассказывает ученый. Для исследования испанских работ XVII века была собрана команда экспертов.

Вероятно, апостолы стали жертвой мародерства: их привез в Англию Эдвард Грегори, капеллан военно-морского судна, участвовавший в битве при Кадисе. По наследству они перешли к его сыну, канонику кафедрального собора в Дареме. Его вдова продала полиптих настоятелю собора в 1753 году за 42 гинеи — картины повесили в библиотеке. В начале XIX века апостолов перевезли в Даремский замок рядом с собором, принадлежавший тогда епископу. Согласно описям и архивным документам 1836 года, они висели в главном зале комплекса, который датируется концом XIV века. На следующий год епископ передал Даремский замок университетскому колледжу, старейшему учебному заведению города, и здание стало студенческим общежитием. Главный зал переделали в столовую, и апостолы, доставшиеся колледжу вместе с замком, повидали несколько поколений студентов. Картины потемнели, покрылись слоем копоти и жира: дым и гарь от светильников и из расположенной рядом кухни сделали свое черное дело.

В 1949 году апостолов перевезли из зала в художественный Музей Боуз в графстве Дарем. Там их сразу отправили в хранилище и забыли. Полиптих вернулся в Дарем в 2001 году, когда музей реконструировал свои запасники; картины передали собору. Но на стенах для десяти больших картин оказалось мало места, поэтому их просто положили на самую дальнюю, заднюю полку металлических стеллажей археологического архива. Их не видели — и о них забыли. Впрочем, в соборе подчеркивают, что апостолы не «тихо-мирно пылились», а, наоборот, «надежно хранились», искусствоведам же их так долго не показывали просто потому, что сотрудники были заняты другими делами.

Картины, каждая 1,8 м высотой, не были должным образом исследованы. Работы сильно загрязнены и нуждаются в очистке.

Хотя изображения, скорее всего, были похищены в Испании, маловероятно, что их потребуют обратно на родину: для подачи иска прошло слишком много времени — 300 лет. Но кому они принадлежат: настоятелю и главе кафедрального собора в Дареме, купившему их в 1753 году, или Университету Дарема, которому замок, а вместе с ним и картины, были переданы в пользование в 1837 году? Вопрос о праве собственности пока не выяснен. Сначала пресс-секретарь собора заявил, что «картинами владеет Даремский собор, и университет это признает». А уже через несколько часов он сказал, что «владелец работ устанавливается», — следовательно, университет уступать свои права не собирается. В течение последних нескольких недель обсуждалась также возможность совместного владения, хотя администрация собора, очевидно, такой вариант исключает.

Юридические вопросы необходимо срочно решать, потому что Оклендский замок хочет одолжить часть работ на выставку Тайные сокровища. Испанское искусство в графстве Дарем. Выставка проходит в рамках реставрационного проекта епископства Окленда. Трастовый фонд Оклендского замка даже предложил финансировать восстановление трех картин. Но времени до выставки осталось очень мало, так что пока в планах — вернуть первоначальный вид хотя бы одной из работ, чтобы показать посетителям, как они выглядят на самом деле. Тем не менее все консервационные работы и передача должны быть согласованы с юридическим владельцем. Пока искусствоведы не могут определить и автора картин. Предположительно, это испанский художник XVII века, работавший в окрестностях Кадиса. Вероятно, когда изображения будут очищены от копоти и должным образом исследованы, атрибутировать их будет легче. Если стороны смогут прийти к соглашению и три картины все-таки примут участие в выставке, ученые получат возможность обсудить, кто же является автором произведений.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+