18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Положили и забыли: изображения десяти апостолов, датируемые XVII веком, «завалялись» за книжным шкафом

№28
Материал из газеты

Найденные в кафедральном соборе Дарема реликвии примут участие в выставке — как только будут улажены вопросы правообладания

Десять крупных изображений апостолов были найдены в кафедральном соборе Дарема. Реликвии обнаружили за книжными стеллажами. По всей вероятности, картины были похищены англичанами в 1702 году в битве при Кадисе в ходе войны за испанское наследство (1701–1714). Пока выясняется, кому принадлежат права на них, изображения уже запрошены для выставки. Полиптих удалось разыскать благодаря Эндрю Бересфорду, специалисту по испанской культуре Даремского университета. Он и не подозревал о существовании работ, пока не наткнулся на статью о них в местной газете 1935 года. Бересфорд сразу же связался с управляющими собором. «Мы обнаружили десять апостолов за книжным шкафом, где они тихо-мирно пылились», — рассказывает ученый. Для исследования испанских работ XVII века была собрана команда экспертов.

Вероятно, апостолы стали жертвой мародерства: их привез в Англию Эдвард Грегори, капеллан военно-морского судна, участвовавший в битве при Кадисе. По наследству они перешли к его сыну, канонику кафедрального собора в Дареме. Его вдова продала полиптих настоятелю собора в 1753 году за 42 гинеи — картины повесили в библиотеке. В начале XIX века апостолов перевезли в Даремский замок рядом с собором, принадлежавший тогда епископу. Согласно описям и архивным документам 1836 года, они висели в главном зале комплекса, который датируется концом XIV века. На следующий год епископ передал Даремский замок университетскому колледжу, старейшему учебному заведению города, и здание стало студенческим общежитием. Главный зал переделали в столовую, и апостолы, доставшиеся колледжу вместе с замком, повидали несколько поколений студентов. Картины потемнели, покрылись слоем копоти и жира: дым и гарь от светильников и из расположенной рядом кухни сделали свое черное дело.

В 1949 году апостолов перевезли из зала в художественный Музей Боуз в графстве Дарем. Там их сразу отправили в хранилище и забыли. Полиптих вернулся в Дарем в 2001 году, когда музей реконструировал свои запасники; картины передали собору. Но на стенах для десяти больших картин оказалось мало места, поэтому их просто положили на самую дальнюю, заднюю полку металлических стеллажей археологического архива. Их не видели — и о них забыли. Впрочем, в соборе подчеркивают, что апостолы не «тихо-мирно пылились», а, наоборот, «надежно хранились», искусствоведам же их так долго не показывали просто потому, что сотрудники были заняты другими делами.

Картины, каждая 1,8 м высотой, не были должным образом исследованы. Работы сильно загрязнены и нуждаются в очистке.

Хотя изображения, скорее всего, были похищены в Испании, маловероятно, что их потребуют обратно на родину: для подачи иска прошло слишком много времени — 300 лет. Но кому они принадлежат: настоятелю и главе кафедрального собора в Дареме, купившему их в 1753 году, или Университету Дарема, которому замок, а вместе с ним и картины, были переданы в пользование в 1837 году? Вопрос о праве собственности пока не выяснен. Сначала пресс-секретарь собора заявил, что «картинами владеет Даремский собор, и университет это признает». А уже через несколько часов он сказал, что «владелец работ устанавливается», — следовательно, университет уступать свои права не собирается. В течение последних нескольких недель обсуждалась также возможность совместного владения, хотя администрация собора, очевидно, такой вариант исключает.

Юридические вопросы необходимо срочно решать, потому что Оклендский замок хочет одолжить часть работ на выставку Тайные сокровища. Испанское искусство в графстве Дарем. Выставка проходит в рамках реставрационного проекта епископства Окленда. Трастовый фонд Оклендского замка даже предложил финансировать восстановление трех картин. Но времени до выставки осталось очень мало, так что пока в планах — вернуть первоначальный вид хотя бы одной из работ, чтобы показать посетителям, как они выглядят на самом деле. Тем не менее все консервационные работы и передача должны быть согласованы с юридическим владельцем. Пока искусствоведы не могут определить и автора картин. Предположительно, это испанский художник XVII века, работавший в окрестностях Кадиса. Вероятно, когда изображения будут очищены от копоти и должным образом исследованы, атрибутировать их будет легче. Если стороны смогут прийти к соглашению и три картины все-таки примут участие в выставке, ученые получат возможность обсудить, кто же является автором произведений.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+